Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История еврейского народа

Второй Храм уже стоял в Иерусалиме во всем своем великолепии, но духовные ценности еврейского народа были преданы забвению, и община начала терять свою сплоченность и организованность. На смену первому поколению переселенцев из Вавилона пришло новое поколение, лишенное вождей, указывавших евреям путь, по которому следовало идти, и живущее без Торы и ее заповедей. Многие не могли противостоять языческим влияниям и перенимали обычаи Моава и Аммона, идумеев и самаритян. Нередко евреи брали в жены дочерей иноземцев, которые приносили в семью обряды идолопоклонников, учили этому детей.

Избавление пришло из Вавилона, где в те времена жил Эзра бен Серайя а-коэн, посвятивший всю жизнь изучению и разъяснению Торы. Он учился у Баруха бен Нерья, ученика пророка Ирмияу. Эзра понимал трагичность положения в Эрец Исраэль, но не хотел покидать своего престарелого учителя. Однако сразу же после его смерти Эзра решил переселиться на родину. Персидский царь Ахашверош II, который был очень благосклонен к еврейскому ученому и называл его «знатоком Б-жественной Торы, полученной с Небес», позволил ему отправиться в далекий путь, взяв с собой всех, кто пожелает его сопровождать. Царь разрешил Эзре собрать среди вавилонских евреев пожертвования на Иерусалимский Храм. Дорога в Израиль была долгой и трудной, чреватой многими опасностями, но Эзра не попросил царя дать ему в сопровождение воинов и конников, сказав: «Рука Б-га нашего надо всеми, обратившимися к нему, на благо им, а мощь Его и гнев Его — надо всеми, кто оставляет его». (Эзра 8:22)

Вместе с Эзрой в долгий путь отправились тысяча пятьсот человек, в том числе женщины и дети. После четырехмесячного утомительного пути в начале месяца ава 458 года до н.э. караван прибыл в Иерусалим. Эзра тут же принялся обучать народ Торе, заметив, что большинство жителей Эрец Исраэль плохо понимают законы Всевышнего. Он терпеливо вразумлял людей, и многие, глубоко взволнованные словами Эзры, решали оставить языческий образ жизни, разлагавший их души. Тогда Эзра пошел на трудный и решительный шаг. Он потребовал, чтобы мужчины, взявшие иноземных жен, расторгли свои браки и отослали чужеземок обратно в их родные края. Это была суровая мера, но Эзра чувствовал, что лишь так Иудея сможет избавиться от идолопоклонства.

До начала месяца нисана все нееврейские жены были отосланы в их родные края. Но прошло какое-то время, и изгнанные жены понемногу стали возвращаться обратно. Вернулись жены нескольких министров и коэнов, которые, поддавшись давлению многочисленного собрания, приняли суровое решение, а потом пожалели о нем.

Тем временем, взаимоотношения с соседними народами, которые чувствовали себя оскорбленными, получив назад женщин, бывших замужем за евреями, начали ухудшаться. Иерусалим тогда не был окружен крепостной стеной, и враги могли беспрепятственно проникать в город и нападать на его граждан.

Помощь снова пришла из Вавилона. Через тринадцать лет после возвращения Эзры в Иерусалим у него появился влиятельный сторонник — Нехемия бен Хахлия. Узнав о тяжелом положении в Эрец Исраэлъ, Нехемия прибыл в Иерусалим, чтобы отстроить город и окружить его крепостной стеной.

Два великих вождя, Эзра и Нехемия, объединились, чтобы укрепить город. Под их руководством евреи с энтузиазмом взялись за восстановление городских стен Иерусалима. Все понимали, что только мощная крепостная стена может защитить от набегов враждебных соседей. Своих сподвижников Нехемия разделил на две группы: одна занималась строительством, а вторая, вооруженная мечами, охраняла их. Если строители видели, что к стене приближались враги, они трубили в шофар, и тогда защитники сбегались к ним на помощь.

Нехемия и его друзья не знали ни сна, ни отдыха до самого конца строительства — ночью они охраняли город, а днем возводили стены и укрепления. Строительство было завершено за пятьдесят два дня. Город превратился в мощную крепость. Охрану городских ворот Нехемия поручил преданным ему людям.

Теперь, когда евреи были в безопасности, Эзра и Нехемия смогли приступить к духовному возрождению своего народа, обучая его Торе. В канун Рош А-шана, когда весь народ собрался в Иерусалиме, два этих мудреца объясняли собравшимся законы Торы. Услышав слова Творца и Его заповеди, которые они не выполняли, евреи раскаялись, а после осенних праздников, 24-го тишрея, поклялись исполнять заповеди Торы и подписались под этой клятвой. Они обещали не родниться с окружающими народностями, соблюдать святость субботы, не засевать поля в седьмой год (год шмиты) и не угнетать бедных.

Эзра и Нехемия навели также порядок в самом Храме. Снова стали действовать правила отделения десятины от урожая и других приношений в пользу коэнов и левитов. Нехемия и Эзра установили порядок еженедельного чтения Торы. С тех пор и поныне Тору читают не только в субботу, но и в понедельник и четверг. Была возрождена устная традиция — неписаный кодекс, состоящий из толкований законов письменной Торы, передававшихся старейшинами, пророками и писцами из уст в уста со времен Моше и Иешуа. И после Эзры устная традиция продолжала передаваться от поколения к поколению. С течением времени она обрастала новыми толкованиями, так как каждое поколение интерпретировало Тору применительно к своему времени и своим проблемам. Этот процесс достиг вершины, когда спустя столетия эти новые толкования были записаны в специальные сборники: Мишну и Талмуд.

Вслед за восстановлением общины во времена Эзры и Нехемии наступил период мира и спокойствия в Иудее. Города и села были заново отстроены, земля обрабатывалась и приносила плоды. Во многих городах появились молитвенные дома. В этих домах народ обучали Торе, объясняли, как правильно соблюдать законы праздников. Здесь люди собирались, чтобы отмечать субботу и особые даты, проводили различные встречи и обсуждали общие проблемы. Здесь же проходили заседания суда и праздновались свадьбы. Постепенно эти дома приобрели особый статус и стали называться бейт-кнесетами или синагогами. С течением лет, и особенно после разрушения Второго храма, синагога стала сердцем каждой еврейской общины, местом, где путник получал приют, а неимущий — посильную помощь.

из журнала «Мир Торы», Москва


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Недельная глава Бо

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Рассмотрим, как начало главы разъяснено в книге р. Леви-Ицхака из Бердичева «Кдушат Леви»