Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все злодеи, грешники, отступники, если они раскаялись в грехах публично или хотя бы только в сердце своём, принимаются, как сказано: “Вернитесь, заблудшие дети, Я излечу вас, когда вы вернётесь” (Ирмиягу 3, 22)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 3, 14

Куда смотрел Пинхас, и почему Моше не разгневался на него?

Темы: Пятикнижие, Пшат, Моше, Война, Коэн, Матот, Пинхас, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом. В НГ Матот описывается, как Моше рабейну послал по тысяче от колена и Пинхаса во главе отомстить мидьянитянам. Когда они вернулись, Моше рабейну разгневался на военачальников и т.д. Вопрос. Куда смотрел Пинхас, и почему не на него разгневался Моше? Йосеф Шалом

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Йосеф Шалом!

Рамбан утверждает, что Пинхас нес ту же ответственность за ошибку, совершенную генштабом, что и военачальники, однако Моше решил оказать ему почет, не гневаясь на него лично, так как Всевышний заключил с ним персональный «Союз мира». Это следует и из Мидраша Сифри — сам Пинхас оправдывался перед Моше за ошибку, объясняя, что военачальники поняли приказ Моше отомстить мидьянитам так, как понимали подобные приказы во время остальных, обычных войн.

Интересный комментарий есть в книге Мешех Хохма, которая славится своим талмудическим анализом текста Торы на уровне пшат — простого понимания написанного текста. Ведь все же открытым текстом нигде не сказано, что Пинхас имел какое-то отношение к разбирательству, что и вызвало Ваш вопрос. Автор Мешех Хохма пишет, что Пинхас и не мог нести ответственность за то, что мидьянские женщины были оставлены в живых. Дело в том, что увещевать других с пользой можно лишь тогда, когда сам упрекающий находится в том же положении, что и остальные. В данной же ситуации Пинхас понимал, что если он начнет уговаривать казнить мидьянитянок, военачальники возразят ему: тебе легко требовать этого, ведь ты ничего не теряешь. Как известно, на войне существует особое разрешение Торы взять себе жену из пленниц, поэтому военачальники, казнив женщин, должны были лишиться такой возможности. Независимо от того, насколько велико было их желание воспользоваться этой возможностью, Пинхас не считал себя вправе упрекать их, ведь ему, как священнику, такая женщина в любом случае была запрещена. Поэтому он ничего не терял, и ему могли возразить что-нибудь вроде: «Тебе легко говорить». Учитывая это, Моше не считал, что Пинхас должен отвечать за совершенную ошибку.

Нэцив объясняет проще — Пинхас не был уполномочен вмешиваться в решения генштаба, он шел на войну в качестве священника, а не военачальника…

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Ежедневное чтение Теиллим за народ Израиля с равом Бенционом Зильбером

Редакция Толдот.ру

Приглашаем наших читателей присоединиться к ежедневному чтению Псалмов Давида в связи с обострившейся обстановкой в Израиле

Как был сформирован еврейский календарь?

Рав Овадья Климовский

Как сложился еврейский календарь?

«Пшат» и «Сод» дополняют друг друга . «Беэр аГола» 22

Рав Реувен Куклин,
из цикла «Беер агола»


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Тора с комментарием Раши, книга Шмот, глава Бешалах

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.