Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Творец дает Моше повеление подняться на гору и умереть. Почему это не записано в конце книге?

17 июля, темы: Моше, Земля Израиля, Пророчество, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

При чтении книги Бемидбар у меня возник такой вопрос: в главе Пинхас Творец даёт повеление Моше подняться на гору и умереть, но после этого повеления записаны многочисленные законы жертвоприношений. Почему это повеление (умереть) не записано в конце книги? Ведь так было бы логичнее. В чем здесь скрытый смысл? Спасибо. Михаил

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Михаил!

Комментаторы задают похожий вопрос, но, прежде чем мы рассмотрим его, надо заметить следующее: было как раз логичным предупредить Моше заранее о том, что он умрет, чтобы дать ему время сделать то, что необходимо перед смертью. В частности, здесь же сразу упомянуто, как он просил Всевышнего о назначении преемника, который будет заботиться о народе Израиля так же, как это делал сам Моше; кроме того, он успел повторить с народом Израиля всю Тору, о чем говорит вся книга Дварим, и дать прощальные наставления, которым посвящены последние главы Пятикнижия.

Вопрос же комментаторов: почему именно в этом месте Тора пишет об подтверждении решения Всевышнего? Ведь основная его часть — то, что Моше и Аарон не войдут в Землю Израиля, — уже была озвучена раньше, после событий с «водами раздора», описанных в главе Хукат, а реальное восхождение Моше на указанную ему гору произошло много позднее — непосредственно в день его смерти.

И они отвечают (см. Раши, «Толдот Ицхак» и многих других комментаторов, которые приводят толкование древних мудрецов): именно в это время у Моше появилась надежда, что приговор, вынесенный ему после событий с «водами раздора», возможно, отменен. Раши приводит две причины, по которым Моше мог так думать.

1. Речь идет о победе, которую Моше одержал над Огом и Сихоном, захватив их земли, которые фактически были присоединены в каком-то смысле к Земле Израиля. После того как Моше смог побывать на этих землях, он обрадовался и подумал: возможно, он сможет пройти и дальше, так как приговор отменен. Мудрецы иллюстрируют это притчей о короле, который по какой-то причине запретил своему сыну ступать на порог внутренних покоев дворца, а затем сам зашел снаружи в дворцовые ворота, и не прогнал сопровождавшего его сына. Прошел во внутренний двор — а сын за ним. Зашел во дворец — а сын за ним. Но когда принц собрался последовать за отцом во внутренние покои, тот сказал ему: «Сынок, отсюда и далее тебе заходить нельзя». Так получилось и с Моше.

2. Второй причиной стал тот факт, что Моше было поручено руководить распределением наделов между коленами, которое с помощью жребия и пророчества было проведено еще в пустыне. Тогда он подумал, что, поскольку поручение было сформулировано как «дай им» — в смысле «надели их…», возможно, приговор был смягчен и он еще войдет в Землю Израиля, чтобы самому распределять наделы между коленами. Всевышний сообщил ему, что это не так.

С уважением, Овадья Климовский


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме


Тема дня
Рош аШана — еврейский новый год
Сегодня вечером с заходом солнца начинается праздник Рош аШана — начало еврейского Нового года.

Для того, чтобы готовить еду в праздник для идущего сразу за ним Шаббата, в канун Рош аШана делают эрув тавшилин.

Хотя Рош аШана — это дни Суда, они лишены грусти и уныния. Наоборот: мы относимся к ним как к праздничным дням, когда нужно радоваться и веселиться Читать дальше