Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Отчего еврейский народ в пустыне был так «слеп»?

Темы: Золотой телец, Моше, Идолопоклонство, Рав Эльяким Залкинд, Исход из Египта

Отложить Отложено

Дорогой раввин, помогите пожалуйста понять, отчего еврейский народ в пустыне, ведомый Самим Господом через Моше, был так «слеп»? После всех чудес, которые сотворил Господь своей сильной рукой в Египте, при выходе оттуда, а потом в пустыне, народ продолжает сомневаться, обвиняя Моше, а потом вообще просят Агарона, чтобы сделал им бога, который пойдет перед ними. Было ли дело в обычной человеческой глупости, либо зной и голод уморили их до такого состояния? Помогите понять настроение современников тех дней. Большое спасибо, Р.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Р.,

Отчего еврейский народ в пустыне был так «слеп»? Дело в обычной человеческой глупости? Или голод и зной уморили их до такого состояния? — Важно помнить, что Тора — не книга по истории (хотя в ней содержатся и исторические сведения), не повествование о событиях, но книга мудрости жизни, и, если она сообщает о чём-то, то — затем, чтобы научить пониманию сути вещей.

И для понимания того, что произошло тогда в пустыне, нужно, прежде всего, знать, что весь этот путь, от выхода из Египта (а точнее, ещё от повеления Всевышнего вывести народ из Египта, которое получил Моше) был последовательностью напряжённых испытаний и труда народа. Так закладывались основы нового видения мира, новых душевных качеств, обязательных для выполнения той работы, которая была отныне возложена на народ, на все его поколения, — стать уделом Всевышнего и служить Ему.

И поскольку эта работа и служение противоречили всему «естественному», уже сложившемуся у всего человечества образу жизни, который был привычен и вел к успеху в этом мире, — требовался напряженный труд по «переплавке» и созданию нового. И главным здесь было — обучение вере в Творца мира и упованию на Него.

В Торе так сказано о пути народа в пустыне (Дварим 8, 2-5): «И помни весь этот путь, которым вёл тебя Всевышний, Б-г твой, вот уже сорок лет в пустыне, чтобы изнурить тебя, испытать тебя, узнать, что в сердце твоём, будешь ли хранить заповеди Его или нет. И мучил тебя и (доводил) тебя до голода, и кормил маном, которого не знал ни ты, ни отцы твои, чтобы дать тебе понять, что не хлебом одним будет жив человек, но всем, что исходит из уст Всевышнего, жив человек. Платье твоё не снашивалось на тебе, и нога твоя не опухала вот уже сорок лет. Чтобы познал ты пониманием сердца твоего, что, как наставляет человек сына своего, так Всевышний, Б-г твой, наставляет тебя». И ещё (Дварим 8, 15-16): «Ведший тебя в этой пустыне, великой и страшной, где змеи, сарафы (аспиды) и скорпионы, где засуха и нет воды, Источивший для тебя воду из скалы кремнистой. Питавший тебя маном в пустыне, которого не знали отцы твои, — чтобы изнурить тебя и чтобы испытать тебя, — с тем, чтобы даровать тебе благо впоследствии».

И ещё сообщается в книгах, что эта великая и страшная пустыня была цитаделью, «главной резиденцией» всех сил зла, царящих в мире, и Всевышний повел народ этим путем, чтобы подчинить и ослабить эти силы — с помощью всех тех испытаний, которые должны были пройти здесь евреи. Они должны были проложить миру путь под власть Всевышнего, путь возвращения к его истинным истокам. Потому испытания, которые они проходили, были велики, и не все и не всегда могли выдержать их.

Так, например, в связи с упомянутым Вами созданием тельца (в котором, кстати, напрямую участвовала, если Вы обратили внимание, лишь малая часть еврейского народа), мудрецы сообщают (Талмуд, трактат Шабат 89а): с приближением срока, назначенного для возвращения Моше с горы Синай, пришёл Сатан, «смешал и затемнил мир», спрашивая: «Где же ваш учитель Моше?» И показал им, как будто, похороны Моше на Небесах.

Таковы, вкратце, условия работы «современников тех дней». Они отдалялись от знакомого им идолопоклонства Египта, прошли страдания и мучения Египта, воззвали к Б-гу своих отцов, моля спасти их от страдания, ставшего уже невыносимым. Они видели все чудеса египетских казней и освобождения от рабства, они пошли за любящим их Б-гом отцов, Творцом мира, Которого вновь узнали, — в великую неизвестную им пустыню и провели там, в конце концов, 40 лет. Каждый день у них был хлеб лишь до вечера и один источник воды, перемещавшийся вместе с ними. Это были испытания, призванные способствовать их росту, труд покорения мирового зла.

Но и для нас и наших современников предусмотрена своя работа и свои испытания, также чтобы «испытать тебя, — с тем, чтобы даровать тебе благо впоследствии», сделать «уделом Всевышнего». Тора учит нас здесь (конечно, среди много другого) быть стойкими в вере и в уповании на Того, Кто создал мир и управляет им. Того, Кто порой раскрывает Себя, а порой скрывает. Чтобы научить нас ставить уже обретенное нами знание и понимание сути, на чем основана вера, — над порывами чувств, смятением, страхом, опасением или безответственностью. Простая, связанная с чувствами душа (нэфеш — нижняя часть души) видит то, что «перед глазами», и отвечает естественной реакцией. Но разум знает истину, даже невидимую «невооружённым» глазом, и призван научить нэфеш, как ребёнка-воспитанника, знанию истины и основанному на этом знании упованию на истинный Источник жизни, пусть порой «скрывающийся», но верный.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Наш праотец Авраам дает нам хороший пример гостеприимства. Мудрецы говорят, что его шатер был открыт на четыре стороны — для каждого гостя. Мы расскажем о правилах и традициях, рекомендуемых тем, кто желает по-настоящему исполнить эту заповедь. Читать дальше