Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Как-то раз раббан Йоханан бен-Закай вышел из пределов Иерусалима, а за ним шел рабби Йегошуа. Увидел рабби Йегошуа разрушенный Храм и сказал:«Горе нам, разрушено было место, которое искупало все грехи!» Ответил ему раббан Йоханан бен-Закай: «Не огорчайся, есть у нас заповедь, искупающая грехи таким же образом — безвозмездные поступки».»«Авот-де-рабби Натан» 4:5

Для чего Б-г наделил Моше сиянием лица?

Темы: Золотой телец, Моше, Шхина, Синай, Праведники, Богобоязненность

Отложить Отложено

Шалом! Для чего Б-г наделил Моисея сиянием лица после посещения горы Синай? Это было сделано, чтобы народ боялся его? (И боялись сыны Израиля подойти к нему). Что на этот счёт говорят наши мудрецы? Спасибо за ответы! Элимелех

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Элимелех,

Раши пишет (комментарий к Шмот 34:29): от лица Моше исходило сияние потому, что Всевышний «покрыл» его Своей защитой и благословением, как сказано (Шмот 33:22): «И покрою тебя рукою Моею» (Таргум — арамейский перевод: «Своим речением»).

В другом месте Раши объясняет, что сияние было светом всех тех «корон» (сияний), которые ангелы возложили на головы сынов Израиля, когда те выразили готовность принять и исполнить все, что заповедует им Всевышний в Торе. А после греха создания тельца они вынуждены были «сложить» с себя короны, и тогда Всевышний увенчал всеми этими коронами Моше.

Еще одно объяснение: длительная близость к Шхине на горе Синай «осветила» лицо Моше.

Вы спрашиваете: для чего? Пишет Раши (там же, 34:30): «Посмотри, насколько велика сила греха. Ведь до того, как они простерли руки для нарушения (создания тельца), сказано: “А вид славы Всевышнего — как огонь пожирающий на вершине горы, пред глазами сынов Израиля” (Шмот 24:17) — и не боялись, и не содрогались. А после того, как сделали тельца, отпрянули и содрогались даже от лучей сияния (лица) Моше».

Значит, действительно, и для того, чтобы боялись — греха, познав его силу и опасность.

И еще — чтобы осознали: тот, кто остается верен истине, будет благословен и возвысится, и тот, кто приближается к великому и святому, изучает слова Б-га, — освящается.

И чтобы узнали, что, когда люди приближаются к святому, их охватывает трепет, и научились богобоязненности, благоговению перед беспредельным величием Всевышнего. И трепету перед Его слугами — праведниками и пророками, перед мудрецами Торы.

С тех пор Моше, обучая Торе народ Израиля, снимал покрывало с лица, и они принимали учение из уст Моше как продолжение того, что получили у горы Синай, при свете сияния, напоминающего об откровении Шхины — прикосновения Всевышнего и Его присутствия в мире.

С уважением, Эльяким Залкинд

 

Материалы по теме


Ицхак — сын праотца Авраама и отец Яакова. Он был готов отдать свою жизнь ради воли Творца, будучи связанным и возложенным на жертвенник. Читать дальше