Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Лучше человеку исполнять чуждую ему работу, но не нуждаться в милости других»В. Талмуд, Бава Батра 110а

Почему Моше изменил имя только Йеошуа, а не всем разведчикам?

26 июня 2016 года, темы: Разведчики, Моше, Йеошуа бин Нун, Молитва, Еврейские имена, Рав Яков Гельфман

Отложить Отложено

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему Моше не поменял имена всем разведчикам, так, как он это сделал Йеошуа, коль скоро это могло помочь и Моше вполне осознавал опасность для остальных? И ещё: Раши объясняет, что на момент выбора — они были достойными, но уже при выходе в разведку перестали быть таковыми. Означает ли это, что сам факт выбора оказался решающим? С.

Отвечает Яков Гельфман

Здравствуйте, С.!

Оба вопроса просто потрясающие. Позволю себе повторить их своими словами.

Мудрецы (их мнение приводит Раши) так комментируют стих «…и назвал Моше Ошеа, сына Нуна (своего самого близкого ученика), Йеошуа» (Бэмидбар 13, 1; на святом языке добавлена буква йуд): Моше, опасаясь, что Йеошуа окажется под дурным влиянием других разведчиков, добавил к его имени букву от Имени Творца, как бы молясь за него: «Да спасет тебя Б-г от замысла разведчиков».

Вопрос «напрашивается»: почему только за него? Я бы добавил еще вопросы: почему Моше засомневался в своем ученике? Более того, если он знал о дурных намерениях разведчиков, то зачем их посылал? И ведь, как Вы правильно отметили, на тот момент они были еще праведниками.

Вопрос второй: как за такой короткий период времени (между избранием и выходом на разведку) они из праведников стали злодеями?

Для начала обратим внимание на различие в описаниях истории разведчиков в книге Дварим (Дварим 1, 22) и в книге Бэмидбар (начало раздела Шлах, 13, 1-20). В книге Дварим сказано, что евреи обратились к Моше с просьбой послать разведчиков для того, чтобы выяснить, как лучше вести военные действия: откуда начать и т.п. А вот в книге Бэмидбар Моше, посылая разведчиков, велит им проверить, какова эта Страна: хороша или нет. Где тут логика?

Мудрецы комментируют это так: евреи, видя, что вступление в Землю Израиля приближается, «засуетились». Но ведь неудобно сказать, что они боятся, поэтому они пришли к Моше с «невинным» предложением — осуществить предварительную разведку. Но разве можно что-то скрыть от пророка Моше? Он чувствует их сомнения, но соглашается, говоря: «Вы увидите сами, насколько замечательна Страна». Так он пытается показать им, что причины для опасений нет, а также — что он видит истинную причину их беспокойства и надеется, что, увидев его мгновенное согласие и устыдившись, они перестанут сомневаться и обретут недостающую решительность. При этом Моше выбирает самых достойных представителей еврейского народа для выполнения непростой задачи: убедить евреев в безосновательности их опасений. Что же произошло? Несколько комментаторов разных поколений предлагают, с определенными вариациями, одно поразительное объяснение. Так как изначально идея послать разведчиков была порождена нечистыми намерениями, это повлияло на ход мысли разведчиков. (Момент выбора оказался-таки решающим, ведь с этого момента они стали «посланниками» того самого нечистого намерения, браво!) О том, насколько опасна сила изначального намерения, мы можем судить также по тому, что случилось с Элишей, сыном Абуи. Великий мудрец (его слова приводятся в Поучениях отцов — Пиркей Авот) полностью отошел от соблюдения Торы! Первопричина его падения, согласно глубокому анализу мудрецов, была в том, что его отец решил — сын будет заниматься Торой, — видя, как пылает огонь вокруг мудрецов, с жаром обсуждающих вопросы Учения на трапезе в честь обрезания его сына. (Т.е. его привлекла «мистическая сила» мудрецов, а не сама Тора). Непостижимо! Конечно, именно этого и опасался Моше, зная великое еврейское правило: от плохого нечего ждать хорошего. Поэтому так и молился за Йеошуа. Ну, а почему именно за него? Видимо, для того, чтобы оградить от такой серьезной опасности, как влияние первоначального намерения, нужна молитва очень близкого человека. (Ведь у каждого есть свобода выбора и очень трудно повлиять на нее). И один из великих праведников предыдущего поколения, Стайплер (если не ошибаюсь), всегда советовал рассказывать о проблеме родителям, так как именно у них есть больше всего шансов спасти свое дитя горячей молитвой. А ведь учитель — он как папа!

С уважением, Яаков Гельфман


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме