В чем смысл египетского рабства?21 апреля, отвечает Рав Менахем Эпель В последних главах книги Берешит мы читаем, как Яков с сыновьями отправляется в Египет и селится там. Для того, чтобы потом ХаШем (Всевышний) вывел наших отцов из Египта в Землю Обетованную. Получается, они уходят, чтобы туда вернуться. Зачем вообще такой странный план? Они же уже были там благодаря вере Абрахама. Зачем уходить, если по плану они должны там жить? Михаэль Читать дальше |
|
Почему текст Торы неочевиден и непонятен?22 января, отвечает Рав Нахум Желязник Здравствуйте! Спасибо большое за вашу работу и ответы на вопросы. Только начинаю внимательно изучать Тору, и возник вот такой вопрос. Буду признателен за пояснение. Почему текст, который от Бога и адресован обычному человеку, и призван этого человека изменить в лучшую сторону, во многих моментах, как минимум — на поверхностном уровне (на уровне буквального текста), — мягко скажем, вызывает столько вопросов и настолько неочевиден и непонятен. Почему в Торе нужны были именно эти конкретные истории, хотя они вызывают столько вопросов? Ведь наличие метафорических смыслов, аллегорических, каббалистических и т.д. могут быть и у историй, которые понятны и на простом уровне. Очень грубо говоря: если Бог хочет, чтобы мы были гостеприимны, зачем такая сложносочиненная неоднозначная история с отдачей Лотом своих дочерей? Как будто бы сама экстремальность этого примера задвигает на второй план смысл (если в этом, например, основной смысл). Буду признателен за пояснения. Тода раба (большое спасибо)! Лев Читать дальше |
|
Почему было именно три праотца?18 ноября 2023 года, отвечает Рав Менахем Эпель Добрый день. Такой вопрос: почему было именно три праотца? Почему именно три праотца упоминаются рядом: «…Б-г Авраама, Б-г Исаака и Б-г Иакова…»? Такое чувство, что в этом сокрыто что-то очень важное. У Измаила, например, было сразу 12 потомков. А вот 12 колен Израиля — только после троих отцов. Читать дальше |
|
Скорбит по умершему тот, кто не знает о будущем мире или очень эгоистически привязан к умершему?10 ноября 2023 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Авраам пришел скорбеть по Саре и оплакивать ее. Скорбь и плач по усопшему естественен либо для человека, не ведающего о мире будущем, либо очень эгоистически привязанного к усопшему. Помогите, пожалуйста, правильно понять скорбь и плач Авраама. Спасибо. Дмитрий Читать дальше |
|
Почему Авраам просил за жителей Сдома, но не за Ицхака перед жертвоприношением?5 ноября 2023 года, отвечает Рав Арье Гальчук Ш-лом уважаемый рабби! Почему Авраам заступался за сдомитов перед разрушением города, но не заступался за Ицхака перед акедой (жертвоприношением, буквально «связыванием» — прим. ред.)? Андрей Читать дальше |
|
Всевышний повелел Аврааму принести в жертву Ицхака или попросил?3 ноября 2023 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. Перед утренней молитвой читают историю (Бэрешит 22), как Творец повелел нашему праотцу Аврааму принести в жертву своего любимого сына Ицхака. Было ли это повелением или просьбой? Если просьбой, означает ли это, что Аврааму была дана возможность отказаться, ведь он не знал, что это проверка? Спасибо, Б. Читать дальше |
|
Как с религиозной точки зрения относиться к убийству мирного населения?2 ноября 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Неужели иудаизм не говорит о всеобщей любви, милосердии и уважении к другим? Как тогда с религиозной точки зрения нужно относиться к войне и убийству других, мирного населения?.. N. Читать дальше |
|
Соблюдал ли Авраам законы Торы?27 октября 2023 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом! Мидраш сообщает нам, что Авраам и Ноах знали все законы Торы и выполняли их. Несмотря на то, что до получения Торы на Синае не обязаны были их соблюдать… Как это понять? Если Вс-вышний даёт нам Закон, то этот закон подлежит исполнению. Не вижу логики в том, чтобы давать Закон и не требовать его соблюдения или получить Закон, но ограничивать себя в его исполнении, когда знаешь, что в нём воля Вс-вышнего, что его соблюдение сильнее приближает человека к Б-гу и делает его совершеннее. Ведь мудрецы Торы, наоборот, часто устрожали Закон, чтобы и в малом его не нарушить, и от себя добавить большего рвения. Может быть, Аврааму и Ноаху не было дано знание Закона (его основ) в том виде, каким его получил Моше, потому что Вс-вышний запланировал дать Закон в полном виде только после чудесного освобождения из египетского рабства? Дать «конституцию» не отдельным людям, а уже образовавшемуся народу? Читать дальше |
|
Почему еврейство стали определять по матери?23 августа 2023 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом. У меня следующий вопрос. Я слышал, что во время зачатия мать-еврейка притягивает еврейскую душу, и рождается, соответственно, еврей или еврейка. Также, насколько я знаю, до получения Торы еврейство передавалось по отцу, а после получения Торы еврейство передаётся по матери. То есть после получения Торы Творец изменил механизм получения еврейской души? Правильно я понимаю? А каков был этот механизм, когда еврейство передавалось по отцу? Кстати, некоторые атеисты приводят этот аргумент, когда хотят сказать, что еврейскую религию просто придумали люди. И в определённое время законодатели стали определять еврейство по матери просто потому, что это было удобно с бытовой точки зрения. Как можно было бы им возразить? Леонид Читать дальше |
|
Как Авраам понял, что именно Б-г требует жертвоприношения Ицхака?27 июня 2023 года, отвечает Рав Моше Аксельрод Здравствуйте! Скажите, как Авраам понял, что жертвоприношение Ицхака — желание Вс-вышнего, а не кого-то другого, например, змея? Ведь логика подсказывает, что человеческие жертвоприношения — явно не то, чего ждет от нас Г-сподь. Равно как и общение с Ашемом: как Авраам понял, что общается именно с Ним, а не с иной силой? Отсюда вытекает другой вопрос: так как присутствие Творца в нашем мире «скрыто» — а я это понимаю как невозможность строго доказать или опровергнуть реальность Всесильного, — как Авраам вообще смог найти Его и понять, что общается с Самим Г-сподом? Роман Читать дальше |
|
Моше отправил разведчиков в Эрец-Кнаан потому, что считал это правильным?9 июня 2023 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый рав. В Торе встречаются два на мой взгляд похожих оборота: «лех леха» («иди себе»; Бэрейшит 12, 1) и «шлах леха» («пошли себе»; Бэмидбар 13, 2). Схожесть их в том, что оба нужно делать «леха», т.е. себе. Почему же в случае с Авраамом хахамим (мудрецы) одобряют его выполнение этого повеления, а в случае с Моше они говорят, что он ошибся и вообще не должен был посылать разведчиков. И при этом хахамим обращают внимание, что раз написано «шлах леха», то это надо понимать так: «Если тебе это нужно, то посылай разведчиков, а Мне это не нужно». Но ведь это самое «леха» сказано и Аврааму, и Моше, почему же в одном случае исполнение указания приветствуется, а в другом порицается? И что общего у этих двух приказов, которые так похоже звучат? Заранее благодарю за ответ. О. Читать дальше |
|
Какие основные причины египетского рабства?7 апреля 2023 года, отвечает Рав Яков Гельфман Напишите пожалуйста, какие основные причины египетского рабства? Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит 15:13. Хотя тогда еврейский народ только начинал формироваться и никаких грехов за ним еще не числилось? Спасибо! Читать дальше |
|
Был ли обрезан Адам?28 ноября 2022 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом, уважаемые Раввины! У меня возник вопрос. Был ли обрезан Адам? Было ли обрезание до Авраама? И почему данная мицва (заповедь) началась с Авраама, а не с Адама или Ноаха, или Шема? Алексей Читать дальше |
|
Почему Патриарх Авраам купил землю у Ефрона Хеттеянина за 400 сиклей серебра?18 ноября 2022 года, отвечает Рав Яков Гельфман Уважаемый Раввин! Разрешите вопрос. В Торе, Книга Берешит, сказано, что Патриарх Авраам купил участок земли, на котором похоронил супругу Сарру. И стало поле Ефрона, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраама… Значит, Поле. Пещера. Деревья. И пределы вокруг. Транзакция была осуществлена на законных основаниях. У сторон сделки никаких претензий. Сумма — 400 сиклей серебра. МЕНЯ СМУЩАЕТ ОДИН МОМЕНТ. Зачем Патриарху Аврааму нужно было покупать то, что ВСЕВЫШНИЙ Ад-най Б-г дал Аврааму даром — всю территорию Израиля? Это поле было и так уже его. Как сказал Ефрон Хеттеянин — Авраам Князь Божий. Ефрон Хеттеянин — хотел отдать даром эту территорию для погребения, но Авраам настоял. Зачем Аврааму нужно было заплатить — ВЕДЬ САМ Б-Г ОБЕЩАЛ И ДАЛ ЕМУ ЭТУ ЗЕМЛЮ ДАРОМ? Искренне смиренно благодарю. Читать дальше |
|
Почему Авраам просил пощадить жителей Сдома и Аморы, но не просил пощадить Ицхака?..11 ноября 2022 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом! В пределах одной главы Ваера мы видим противоречивое отношение Авраама к двум разным событиям, а именно: в вопросе наказания Сдома (Содом) и Аморы (Гоморра), Авраам уговаривает Всевышнего простить Сдом и Амору, говоря простым языком — торгуясь (простите, если неправильное слово применяю). Начиная от просьбы простить, если там будет хоть 50 праведников, и дойдя до 10. С другой стороны, в конце главы, после повеления принести в жертву единственного и любимого сына, Авраам ничего не оспаривает, не пытается переубедить Всевышнего. Ему такое испытание предуготовано. Как это можно объяснить? Владимир Читать дальше |
|
Сара, предложив Аврааму Агарь, сильно осложнила судьбу еврейского народа, да и мира в целом...6 ноября 2022 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте. Прошу Вас помочь осмыслить и понять (через призму женского и «политического» современного светского взгляда) действия, совершенные Сарой по отношению к Агарь. Агарь — египтянка и рабыня, т.е. ожидать какой-то духовности и достойного продолжения рода от нее неразумно. Язычница, привыкшая к труду и покорности, покинувшая свой народ. Зная об этом, Сара, в принципе, осознанно предложила свою служанку Аврааму. Т.е. предположить, что Агарь возгордится, это логично. И даже объяснимо т.к.: 1. ограниченна и простовата; 2. посвятила свою жизнь семье не из своего рода; 3. 9 месяцев вынашивала ребенка; 4. реализовала желание Сары. Любая женщина (Сара в том числе) в такой ситуации не застрахована от йецер а-ра (дурного побуждения), тем более, Агарь (недуховное «существо» следует своим инстинктам как маленький ребенок или слепой котенок, у которого нет свободы выбора, соответственно, и потомство такое же). По-человечески очень жаль девушку. Молодая женщина, у которой, несмотря на уход из Египта (от своего народа), была перспектива создать собственную семью даже в чужом для нее племени. Но своё пребывание в чужом племени она посвятила реализации желания Сары и Авраама. Как можно оправдывать Сару в этом, утверждать, что она поступила правильно, выгнав ее с ребенком в пустыню? Зародыш проблемы — в слабой вере и отсутствие упования Сары, а не в амбициях служанки. Высокомерие, возникшее у служанки, — это результат неграмотного деяния ее госпожи. Тем более, у Сары был дар пророчества. Если Сара не ошиблась и это план Творца, тогда последствия этой истории, которые очень осложнили судьбу еврейского народа, да и мира в целом, необходимы для меры управления Единства? А. Читать дальше |
|
Где четко сказано, что союз с праотцами не будет отменен?4 ноября 2022 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Подскажите места Писания, где четко указывается на то, что союз с Праотцами не подлежит изменению во веки вечные. Т.е. Тора никогда не будет пересмотрена и, тем более, отменена. Точнее, меня интересует: те уставы, которые возвестил Моше народу, о соблюдении субботы и другие 612, могут ли быть изменены или отменены? Благодарю. Михаил Читать дальше |
|
Я не вижу разницы между словами друзей Иова и словами Б-га…8 февраля 2022 года, отвечает Рав Арье Гальчук Добрый день! Давно интересует вопрос спора Иова с Б-гом, а точнее — вины друзей Ийова, но не перед ним, а перед Б-гом. Сказано: «не говорили обо Мне так (же) правдиво, как раб Мой Иов». Однако я не вижу разницы между словами друзей и словами Б-га в последних главах. В частности, общий мотив Элифаза: «Разве как первый из людей родился ты и прежде холмов создан? (8) Разве совет Б-жий подслушал ты и забрал себе мудрость? (9) Что знаешь ты, чего не знаем мы? Что разумеешь, чего бы не было у нас? (10) И седовласый меж нами, и старец, днями превышающий отца твоего. (11) Разве недостаточно тебе утешения Б-жьего и слова кроткого к тебе?» кажется мне очень схожим с «Где был ты, когда основал Я землю?.. Обозрел ли ты всю земную ширь?» На протяжении всего разговора друзья Иова говорят о том же, о чем и Б-г в конце: «нечестивым недоступен свет, и мышца высокая сокрушена». Так в чем же несогласие Б-га и друзей Иова? Спасибо! Елизавета Читать дальше |
|
Если евреи не подвержены влиянию звезд, почему многие лояльны к астрологии?24 января 2022 года, отвечает Рав Менахем Эпель Здравствуйте, мой вопрос связан с фразой «Эйн мазаль лэ-Исраэль». Смысл фразы понятен: что знамения и звезды не управляют еврейским народом. Но, во-первых: единственное ли это упоминание астрологии в контексте Торы? Если нет, то где еще? Второй вопрос: значит ли это, что над другими народами звезды всё-таки властны, есть ли какое-то мнение у Торы по этому поводу? Или мы имеем лишь интерпретации мудрецов? Третий вопрос: почему, несмотря на эту фразу, многие раввины лояльны к астрологии? В еврейских организациях даже бывают уроки на эту тему, я лично был на одном. В чем причина этого противоречия? Почему Каббала изучает эту науку, несмотря на то, что в Торе прямым текстом сказано, что евреев не должны волновать знамения? Я читал также труд Рамбама на эту тему, где он заявляет, что это не только не работает в случае с евреями, но и в принципе антинаучно, а поэтому не имеет место быть. Но почему он так говорит, если, хоть Б-г и избавил евреев от знамений, в Торе есть несколько подтверждений тому, что для других народов это всё еще работает? Очень хочется понять этот вопрос, так как здравая логика тут бессильна, а разногласия даже среди мудрецов на эту тему сеют еще большее непонимание. Лично я склоняюсь к тому, что по логике вещей и устройству вселенной события на земле как раз должны быть синхронизированы со светилами и небесными телами, и, возможно, в этом даже нет ничего антинаучного: ведь без гравитации, света и т. д. этих небесных тел (которые так, несомненно, расположил Б-г) жизнь бы на нашей планете не продержалась долго + как я уже говорил, многие мудрецы действительно разделяют эту точку зрения. Но прямой текст Торы и слова Рамбама заставляют меня усомниться в этом тезисе. Моше Читать дальше |
|
Зачем Творец в нашем мире допустил несколько религий?2 января 2022 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемый человек. Меня волнует несколько вопросов, они, конечно, имеют общий смысл, но всё-таки я задам их с нескольких сторон. Зачем Творец в нашем мире допустил несколько религий? И почему в одной религии много направлений, так скажем, разделений и споров? Понятно, что основные религии это: Иудаизм, Христианство и Ислам. На протяжении многих лет была межрелигиозная война, за что она на самом деле? Артур Читать дальше |
|
Нимрода убил Эсав. А если бы убил, например, Авраам, мудрецы оправдали бы убийство?22 ноября 2021 года, отвечает Рав Даниель Маршальский Добрый вечер. В день смерти своего дедушки, Авраама, 15-летний Эсав убил Нимрода. А кто был Нимрод? В различных легендах акцентируется образ Нимрода-тирана и богоборца; ему приписывается строительство Вавилонской башни, преследования Авраама, крайняя жестокость, идолопоклонство, соперничество с Богом, Нимрод требует оказывать себе божеские почести и преследует верующих в единого Бога. Уже известного своей мудростью Авраама Нимрод пытался привлечь к строительству Башни, требовал поклонения себе либо стихиям и, встретив отпор, бросил Авраама в огненную печь и стремился уничтожить его потомков. Как Вы думаете, если бы Нимрода убил Авраам, Ицхак, или Иаков — Тора/ мудрецы прокомментировали бы это так же негативно? Или, возможно, представили это убийство как-то по-другому, с положительной точки зрения? Мы же не знаем, как прошло это убийство, может, это была честное сражение и убийство было совершено тоже «только» пращой... Заранее спасибо. Светлана Читать дальше |
|
Прошу Вас пояснить высказывание «Дела отцов — знак для детей»14 октября 2021 года, отвечает Рав Арье Гальчук Здравствуйте, меня зовут Артём, прошу Вас пояснить высказывание «Дела отцов — знак для детей». Читать дальше |
|
Почему Моше должен был взглянуть «на запад и на север, и на юг, и на восток» — именно в этом порядке?21 июля 2021 года, отвечает Рав Давид Рахлис Шалом алейхэм, глубокоуважаемые Раббаним! В Книге Дварим — глава Ваэтханан — Всевышний, да будет благословенно Его Имя, сказал Моше Рабэйну (Дварим 3:27): «Взойди на вершину Писги и взгляни глазами своими на запад и на север, и на юг, и на восток, и посмотри глазами своими, ибо ты не перейдешь этого Ярдэйна». У нас (моей семьи) возник такой вопрос: какая тайна заключена в этом стихе Торы? Почему Всевышний, да будет благословенно Его Имя, сказал Моше Рабэйну, чтобы он взглянул на Эрэц Исраэль — именно в таком порядке, который указан в стихе (запад, север, юг, восток), а не в другом порядке, скажем — восток, запад, север, юг или как-то в другом направлении? Чему данный порядок нас учит?! Тода раба (большое спасибо)! Шалом! Читать дальше |
|
Что такое духовное потомство?18 мая 2021 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, хорошо, что вы есть! Вопрос 1: что такое духовное потомство? (Авраам, если я правильно понял комментарии раввинов, родоначальник не только физического народа, но и духовных его последователей). Из этого вопрос 2: какие действия Авраама следует совершать нееврею, чтобы быть его духовным потомком? Павел Читать дальше |
|
Почему обещано, что нас будет много — как звезд, а по итогу — как капля в море?11 марта 2021 года, отвечает Рав Менахем Эпель Почему обещано, что нас будет много — как звезд, а по итогу — как капля в море как песчинка в пустыне? Читать дальше |
|
Что особенного в этом месте, которое называется пещера Махпела?5 января 2021 года, отвечает Рав Арье Гальчук Здравствуйте. Хочу понять, что особенного в этом месте, которое называется Меарат а-Махпела? Почему Аврааму было так важно похоронить Сару именно в этой пещере? Почему, скажем, не в Иерусалиме? Читал, что в этом месте похоронены Адам и Хава. Но тогда тот же вопрос — почему именно там? Спасибо. Борис Читать дальше |
|
Ждать ли нам, что Б-г накажет наших обидчиков?23 декабря 2020 года, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом! Йосеф убегает, далее идёт обман жены Потифара, после чего праведник оказывается в тюрьме. Вопрос: что с этой женой? Наказал ли Б-г обидчика праведника? И как быстро он это сделал? Ждать ли нам чего-то от Б-га в отношении наших обидчиков? Тода (спасибо). Ивар Читать дальше |
|
Авраам научил своих детей колдовству?9 ноября 2020 года, отвечает Рав Нахум Желязник У меня вопрос про подарки, которые Авраам дал сыновьям своих наложниц. Я слышал, что он научил их колдовать. Зачем? Как-то не подходит для Авраама заниматься такими вещами. Заранее спасибо. Читать дальше |
|
Могли ли жители Сдома рассчитывать на спасение?6 ноября 2020 года, отвечает Рав Даниель Маршальский Почему Авраам хотел удержать Вс-вышнего от уничтожения Сдома? Почему Б-г пообещал пощадить всех, если найдется немного праведников? Разве может грешник избежать гнева Вс-вышнего, если рядом с ним живет праведник? Читать дальше |
|
Лот стал судьей в Сдоме, Йосеф — управленцем в Египте. Как такое возможно?!5 ноября 2020 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Здравствуйте. Известно, что Лот поселился в Сдоме и сделался судьей. Хоть он и не был праведником, но все же был по своим этическим качествам выше жителей той земли. А праведный Иосиф в Египте стал управленцем. Хотя нравы египтян были тоже не самыми лучшими. Скажите, как такое возможно? Если мы имеем советский опыт, в котором процветало кумовство и выборка соотносительная лояльности партии? Федор Читать дальше |
|
Чем Ицхаку были неугодны дочери Кнаана?6 августа 2020 года, отвечает Рав Давид Рахлис Чем были неугодны Ицхаку дочери Кнаана, что он отправил Яакова искать жену в Хеврон? Читать дальше |
|
С кем воевал Авраам и почему?25 ноября 2019 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом и браха! Скажите, с кем воевал Авраам и какие причины войны? По недельной главе. Барух Читать дальше |
|
Почему даже великие праведники боялись простых смертных людей?22 ноября 2019 года, отвечает Рав Овадья Климовский Доброго времени суток, уважаемые раввины, большое спасибо за все ваши предыдущие ответы. Помогите, пожалуйста, разобраться в следующем вопросе. Мы многое учим из поведения наших праотцов и других цадиким (праведников), стараемся «унаследовать» их поведение, которое было угодно Б-гу. И просто сказать, что они достойны уважения за то, что оставались преданными Творцу и Его Торе на протяжении всей жизни будет недостаточным, действительно, вряд ли есть человек, который мог бы повторить их поступки. Но, с другой стороны, их души были другого качества и их контакт с Всевышним находился на другом уровне. И мне совсем непонятно, почему даже великие праведники боялись простых смертных людей, Авраам — фараона, Ицхак — Ишмаэля, Яков — Эсава и Лавана, а также жителей Шхема, Моше спасался бегством после смерти египтянина-надсмотрщика, а также опасался евреев, когда водил их в пустыне. И подобных примеров много. Почему они боялись, если знали, что Сам Святой, благословенно Его имя, защищает их? Ведь было и другое, сам Авраам бросился в погоню за пятью царями, чтобы вернуть Лота? N. Читать дальше |
|
От какого точно имущества Авраам заплатил десятину Малкицедеку?13 ноября 2019 года, отвечает Рав Арье Гальчук От чего Аврам заплатил 10% Малкицедеку (Берешит 14:18-20)? Только ли от имущества, которое он от нитки до ремешка от обуви вернул царю Сдома? Если да, то интересует последовательность: вначале 10%, а затем оплата вознаграждения людей Аврама, а потом возврат остатка в Сдом? Просто написано «от всего» — может быть, это вообще от всего своего имущества? Ведь он до этого никому не платил? Еще интересны два вопроса. На войну Аврам пошел, узнав, что его брат пленен. Почему при перечислении того, что было получено по итогу войны, брат указан во вторую очередь, а на первом стоит имущество? В одном из комментариев указано, что, отказавшись от имущества Сдома, Аврам отказался от искр святости. Но, если заплачено «от всего» до возврата в Сдом, то 10% от них должно было попасть в Шалем. Что такое «искры святости» и каковы последствия их получения или отказа от них? Читать дальше |
|
Почему Авраам из-за голода рисковал Сарой?8 ноября 2019 года, отвечает Рав Арье Гальчук Здравствуйте, уважаемый раввин! Почему Аврам из-за голода стал рисковать Сарай? Тем более, голод был только в одной этой стране? Фараон страдал из-за его обмана — в чём справедливость? Александр Читать дальше |
|
Почему евреи уезжают из Израиля, или в чем «фишка» Святой Земли?13 мая 2019 года, отвечает Рав Яков Шуб Я уже многие годы работаю с новыми репатриантами и отметила для себя интересное явление: многие люди, которые приезжают в Израиль на постоянное место жительства, даже очень способные и образованные, «не удерживаются», т. е. не находят себя в Израиле и, в конце концов, возвращаются в страны, откуда они прибыли. Можете ли Вы как-то объяснить это явление? Что особенного есть в этой Земле, в чем ее «фишка»? Читать дальше |
|
Сколько раз Всевышний заключал союз с человеком?25 февраля 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Сколько раз Всевышний в Торе заключал союз с человеком? Читать дальше |
|
Почему Авраам угощал ангелов мясом с молоком?26 октября 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский И все-таки. Поясните — мясное и молочное запрещено. Для чего в Торе приводится, что Авраам, когда к нему явились три ангела, угощал их и мясом и молоком? Делалось это одновременно! Зря и напрасно ничего не написано. В., Минск Читать дальше |
|
Чем отличается «еврей» от «иудея»?9 июля 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Есть ли различие между евреем и иудеем? Таль Читать дальше |
|
Почему Моше Рабейну не считается отцом еврейского народа, как Авраам, Ицхак и Яаков?25 января 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. У меня такой вопрос: почему Моше Рабейну не считается отцом еврейского народа, как Авраам, Ицхак и Яаков? Буду рада получить ответ. Спасибо, Оля Читать дальше |
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?