Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Лучше не думать о других людях ни хорошо, ни плохо — чем думать о них плохо»Еврейская мудрость

Почему Патриарх Авраам купил землю у Ефрона Хеттеянина за 400 сиклей серебра?

10 ноября, темы: Испытание, Земля Израиля, Хаей Сара, Авраам, Тора и бизнес, Рав Яков Гельфман, Пещера Махпела

Отложить Отложено

Уважаемый Раввин! Разрешите вопрос. В Торе, Книга Берешит, сказано, что Патриарх Авраам купил участок земли, на котором похоронил супругу Сарру. И стало поле Ефрона, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраама… Значит, Поле. Пещера. Деревья. И пределы вокруг. Транзакция была осуществлена на законных основаниях. У сторон сделки никаких претензий. Сумма — 400 сиклей серебра. МЕНЯ СМУЩАЕТ ОДИН МОМЕНТ. Зачем Патриарху Аврааму нужно было покупать то, что ВСЕВЫШНИЙ Ад-най Б-г дал Аврааму даром — всю территорию Израиля? Это поле было и так уже его. Как сказал Ефрон Хеттеянин — Авраам Князь Божий. Ефрон Хеттеянин — хотел отдать даром эту территорию для погребения, но Авраам настоял. Зачем Аврааму нужно было заплатить — ВЕДЬ САМ Б-Г ОБЕЩАЛ И ДАЛ ЕМУ ЭТУ ЗЕМЛЮ ДАРОМ? Искренне смиренно благодарю.

Отвечает Яков Гельфман

Здравствуйте!

Вы задали предельно важный вопрос, благодаря которому мы сможем, с Б-жьей помощью, приблизиться к пониманию одного основополагающего принципа: как правильно понимать слова Творца, обращённые к человеку.

Слова Торы можно разделить на два основных вида. Первые передают руководство к действию, вторые — знание о прошлом, будущем и настоящем. И очень важно не ошибиться при «расшифровке» того или иного пророчества — к какому виду оно относится. Потому что есть свод законов Торы (руководство к действию), который зачастую обязывает человека достойно вести себя даже по отношению к грешникам. Примером может служить поведение Яакова по отношению к Лавану, его тестю (см. главу Вайеце). Лаван не выполнял условий договора, но Яаков заботился о его скоте с огромным усердием, пока не получил прямого указания, как добиться честно заработанной платы. А есть пророчество — передача знания о том, что будет. Но это знание пророка о планах Всевышнего ни в коем случае не является разрешением добиваться заданной цели некашерным способом. Мы можем только ждать исполнения пророчества и быть уверенными том, что оно сбудется, несмотря на кажущиеся «помехи».

Этот принцип и осуществлял наш праотец Авраам, не позволяя себе ни на йоту отойти от праведного и честного поведения по отношению к местным жителям, несмотря на полную его уверенность в том, что Творец выполнит Свое обещание даровать ему Землю Израиля. Авраам знал, что Творец обещал ему эту землю, но не приказал вступить во владение ею уже сейчас! То есть, это обещание относится ко второму виду — оно дано как знание, но ещё не является законом и руководством к действию. Именно этим и была проверена высота духа и достоинство Авраама, поэтому Всевышний и отдал ему и его потомству Святую Землю, забрав ее у прежних владельцев: Авраам не поддавался стремлениям своего сердца, даже если их источником было обещание Самого Творца мира! И этим, кстати, он отличался от своего племянника Лота, который разрешал своим пастухам пасти скот на чужих полях, считая себя наследником Авраама, которому якобы УЖЕ дарована эта Земля (так объясняют мудрецы причину спора между пастухами Авраама и Лота, см. главу Лех Леха). И вторая его очень важная черта, которую мы видим в этой истории с покупкой пещеры: Авраам ни секунды не сомневался в исполнении обещания Творца о даровании Земли Израиля, хотя ему пришлось заплатить за пещеру огромную сумму денег (не зря же Тора точно указывает эту сумму)! Об этом сообщает Раши в своем комментарии к главе Ваэра, в начале главы.

Повторим кратко: пророчество Аврааму о том, что ему будет дарована Земля Израиля, явилось для него личным испытанием в двух направлениях. Первое: позволит ли он себе небрежно отнестись к чужому имуществу, основываясь на этом обещании? И второе: не поколеблется ли его вера оттого, что столько препятствий мешает ему вступить во владение этой Землей?

Тут надо прояснить ещё один момент, на который Вы указали в своём вопросе. Почему Авраам не согласился принять эту пещеру в подарок, как предложил ему Эфрон?

Можно долго распространяться на эту тему, но в рамках короткого ответа хочу обратить Ваше внимание на следующее. Авраам просит у Эфрона пещеру (стих 9), которая расположена на краю его поля. С какой стати Эфрон предлагает ему, да ещё и в подарок, заодно и поле (стих 11)? Определённо тут что-то не то!

Подоплёка всей этой истории такова. Эфрон, углядев возможность поживиться, не удовлетворился тем, что мог бы получить за пещеру, а тонко намекнул Аврааму: если тот хочет, чтобы пещера действительно стала его по всем законам, пусть заплатит и за поле тоже! Чтобы в будущем не пришла какая-нибудь комиссия и не сказала: невозможно продать землю для погребения и это было сделано в виде исключения, а теперь для этой цели она использоваться больше не может (а ведь там должны быть погребены ещё и Ицхак и Яаков…), или ещё что-то подобное. Авраам знал, с кем имеет дело, и намёки прекрасно понимал. Но что ему оставалось делать, ведь он только пришелец и суд наверняка не будет в таком случае на его стороне? А ещё, посудите сами: человек, который из чистых побуждений хочет дать подарок, будет ли называть конкретную, да ещё и такую невероятно высокую цену?

Успехов во всём, Яаков Гельфман


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме