Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Закваска и хамец символизируют гордыню, которая разрушает душу человека. Дата и способ уничтожения квасного служат важным уроком для всех нас.

Смысл запрета хамеца в праздник Песах (Шмот 12:15)

Тем, «кто любит Б-га и размышляет о Его Имени», подобает жить так, чтобы все дни их были исполнены блага и чтобы ни один из них не пропал даром и уж тем более не прошел во зле. И чтобы нам это стало понятно, Б-г сотворил мир за шесть дней, в которые создал и небо, и землю, а в Седьмой день покоился и отдыхал. Человек тоже должен понять и запомнить, что ему отведено семьдесят лет жизни, которые он ни в коем случае не должен растратить напрасно, а посвятить обдуманным и совершенным деяниям, подобным деяниям его Творца.

Шесть дней творения символизируют первые шестьдесят лет жизни человека, и эти годы он должен посвятить материальному миру. А в седьмой день, то есть, в последние десять лет жизни, ему следует оставить будничное и направить усилия лишь на достижение близости к Б-гу. Это и значит: «А в седьмой день покоился…» — в седьмой день, в конце пути, следует оставить дела и обрести покой в духовном мире.

Поэтому, когда Б-г избрал Израиль, чтобы быть Ему «драгоценным народом», Он провел их при выходе из Египта тем же путем, которым проходит зародыш в чреве матери. То есть, их существование и развитие как народа в египетском изгнании напоминало существование и развитие ребенка до рождения. И как ребенок не может родиться на свет без боли и тяжелых родовых схваток, которые переживает мать, до тех пор удерживавшая его в себе, так и египтяне претерпели многочисленные и великие страдания.

Знатоки естественных наук давно уже заметили, что четыре времени года соответствуют эпохам человеческой жизни. Весна похожа на детство — время развития, подъема и роста. Лето — время юности и взрослости, когда человек твердо стоит на ногах. Осень — время старения, когда сил становится все меньше. А зима — это дряхлость и полная потеря физических сил. Поэтому выход из Египта был приурочен к весеннему месяцу нисану, названному «главой и началом месяцев» в честь того, что в этот месяц начались наши дни и наши годы. В этом месяце наш народ как бы родился, открыл глаза и начал понимать и постигать.

А запрет хамеца символизирует отказ от материальных стремлений, влияющих на нас так же, как закваска на тесто. Ведь закваска и хамец, кислое тесто, — это принятый символ злого начала, которое наши мудрецы всегда называют «закваской в тесте». Тора ведь тоже запрещает приносить в жертву «всякую закваску и всякий мед» и тоже потому, что закваска прямо обозначает злое начало в человеке. Мед же — символ сладкой жизни и материальных наслаждений, непременных спутников злого начала. Поэтому стих говорит: «И всякий, кто ест хамец — будет отсечена душа его…», — то есть, злое начало уничтожает душу и отрезает от основы.

Уничтожение хамеца Тора назначает на 14-е число месяца, чтобы показать, что в первые тринадцать лет жизни человека не наказывают за преступления ни в Вышнем суде, ни в земном, но на 14-м году жизни он должен принять на себя иго заповедей и уничтожить в своей душе злое начало.

Мишна, обсуждая эту тему, говорит еще яснее: «Накануне 14-го ищут хамец при свете свечи», — под которой здесь понимается человеческая душа, согласно сказанному в стихе «Свеча Б-га — душа человеческая», и при свете этой свечи ищут хамец, то есть, выискивают злое начало, чтобы отделить его от себя. Наши мудрецы предупреждают, что огонь этой свечи не должен быть слишком сильным, чтобы не сгорел весь дом, то есть, чтобы тело не погибло, лишившись всякой материальной поддержки. Но он и не должен быть слишком слабым, потому что тогда невозможно будет рассмотреть все щели и трещины, заметить все тайные грехи.

Поскольку хамец символизирует злое начало, Б-г повелел удалить его из нашего дома и из нашего тела на все семь дней праздника, то есть, на все дни нашей жизни, составляющие семьдесят лет, поскольку число «семь» с очевидностью указывает на годы жизни человека, делящиеся на семь десятилетий. Поэтому и хупа, свадебное торжество, длится семь дней, чтобы «в день свадьбы его и в день сердечной радости его» человек вспомнил бы, что таких семилетних циклов в его жизни осталось не так уж много. Дней женской нечистоты тоже семь, и семь дней должно пройти от рождения ребенка до исполнения заповеди обрезания; семь дней продолжалось служение милуим, освятившее Мишкан и коэнов, и семь дней продолжается траур. Из семи дней состоит неделя, из семи лет — цикл шмиты, а через семь шмитот наступает йовель (юбилейный год). И у всех этих семидневных и семилетних повторений только одна задача: напомнить человеку об ограниченности числа дней и лет его бренной жизни, чтобы побудить его продвигаться по своему пути, руководствуясь мудростью, разумом и здравым смыслом.

Получается, что и запрет хамеца и закваски в семь дней праздника Песах имеет своей главной целью напомнить евреям, что каждый из них в дни своей жизни, которых в среднем семьдесят лет, должен выбросить из души, отменить в ней злое начало и мерзкие страсти.

с разрешения издательства Швут Ами


Десять лет жизни посвятил Рамбам написанию этого знаменитого труда, в котором он предпринял попытку составить полный кодекс законов по всем вопросам, связанным с выполнением заповедей. Читать дальше