Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему было именно три праотца?

Темы: Пиркей Авот, Каббала, Ишмаэль, Яаков, Авраам, Ицхак, Праотцы, 12 колен Израиля, Комментарии

Отложить Отложено

Добрый день. Такой вопрос: почему было именно три праотца? Почему именно три праотца упоминаются рядом: «…Б-г Авраама, Б-г Исаака и Б-г Иакова…»? Такое чувство, что в этом сокрыто что-то очень важное. У Измаила, например, было сразу 12 потомков. А вот 12 колен Израиля — только после троих отцов.

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Спасибо за интересный вопрос.

Действительно, в Торе ничего случайного нет, тем более, когда речь идёт о формировании еврейского народа. Начнем с фундамента. Вавилонский Талмуд (Брахот 16 б) приводит изречение мудрецов более ранних поколений: «Учили мудрецы: называют отцами только троих (т.е. Авраама, Ицхака и Яакова, не включая двенадцать родоначальников колен), и называют матерями только четверых (т.е. Сару, Ривку, Лею и Рахель, не включая Билху и Зилпу)».

Талмуд обсуждает причины этого: «Если предположим: причина в том, что мы не знаем, от Реувена мы произошли или от Шимона, то ведь и в отношении матерей то же самое — мы не знаем, от Рахели мы произошли или от Леи. (И, тем не менее, и Рахель, и Лея считаются праматерями, значит, причина не в этом). А (причина в том, что) до этого (поколения до трех праотцев и четырех праматерей включительно) — важные, а после этого (следующие поколения, включая родоначальников колен) — не важные».

Казалось бы, есть простое объяснение тому, что только Авраам, Ицхак и Яаков называются праотцами: потому, что только они предки всего еврейского народа, а с родоначальников колен уже начинается разветвление. Но Талмуд отвергает это объяснение и приводит другое: есть какое-то существенное различие между тремя праотцами и четырьмя праматерями, с одной стороны, и всеми последующими поколениями, включая даже самых великих людей, с другой.

И следует разобраться, что именно Талмуд имел в виду. Ведь нельзя же понять буквально: что Авраам, Ицхак, Яаков, Сара, Ривка, Рахель и Лея — «важные», а, скажем, Реувен, Шимон, Моше, Аарон, Давид, Билха, Зилпа, Мирьям, Двора и Эстер — неважные.

Прежде чем перейдем к объяснениям, отметим, что слово «отец» (ав) означает в святом языке не только «родитель», но и «общее правило». Так, например, есть 39 работ, запрещенных в субботу. И каждая из них называется «отец работы», «общий принцип», так как каждая такая работа имеет «порождения», то есть другие работы, которые запрещены в силу подобия «отцу».

Основываясь на этом, легче понять, почему именно три праотца — «важные». Потому, что только они каким-то образом повлияли на сущность всего, без исключения, еврейского народа. Чего нельзя сказать обо всех остальных его представителях, даже величайших.

Теперь следует выяснить, в чем конкретно заключается это влияние. В комментариях упоминаются три основных аспекта:

1) Некоторые ришоним (ранние комментаторы) отмечают, что об особом значении праотцев сказано в стихе из книги Шмот (3:15), где Всевышний называет Свое Имя рядом с именами праотцев и говорит, что это — Его Имя вовеки: «И сказал еще Б-г Моше: так скажи сынам Исраэля: Господь, Б-г отцов ваших, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова послал меня к вам. Вот имя Мое навеки, это память обо Мне из рода в род».

2) Рамбан (в комментарии к Берешит 12:6), цитируя мудрецов Устной Традиции, приводит следующее важное правило: «Всё, что произошло с отцами (перед этим он отмечает, что речь идёт именно об Аврааме, Ицхаке и Яакове), — это знак для потомков». Имеется в виду, что все, даже, на первый взгляд, неважные события, которые произошли с праотцами и описаны в Торе, получат свое отражение в жизни их потомков.

3) Сказано в Мидраше (Берешит Рабба 47:6): «Праотцы являются колесницей». То есть, как колесница целиком и полностью подчиняется наезднику, так праотцы всецело были подчинены Творцу. Причём каждый из праотцев являлся воплощением одного из атрибутов Всевышнего: Авраам — воплощение атрибута Хесед (милосердие, распространение), Ицхак — воплощение атрибута Гвура (ограничение, суд, сила), Яаков — воплощение атрибута Тиферет (великолепие, милосердие) который является органичным соединением двух предыдущих атрибутов.

И эти качества они передали по наследству всем своим потомкам. Основываясь на этом, Маараль объясняет слова Талмуда (Йевамот 79 а) о том, что евреи «милосердны, стыдливы, склонны к благотворительности». Маараль говорит, что милосердие евреи унаследовали от Яакова, стыдливость — от Ицхака, стремление к благотворительности — от Авраама.

Теперь можно ответить на Ваш вопрос: почему праотцев именно трое. Для этого вернёмся к сказанному выше: Авраам, Ицхак и Яаков являются воплощением трёх атрибутов Всевышнего: Хесед, Гвура и Тиферет. В каббалистических книгах сказано, что десять сфирот — атрибутов, через которые происходит раскрытие Всевышнего в мире, — построены по трем линиям.

Правая линия — Хесед, левая — Гвура, средняя — Тиферет. То есть, эти три атрибута лежат в основе всего. В основе Творения в целом и отдельных творений в частности. Так сказано в трактате Авот (1:2): Шимон-праведник был последним из [мудрецов] Великого собрания. Он часто повторял: «На трех основах стоит мир: на [изучении] Торы, на служении Б-гу и на добрых делах». Добрые дела — Хесед, служение — Гвура, изучение Торы — Тиферет.

Все человечество произошло от трёх сыновей НоахаШема, Хама и Йефета. И в каббалистических книгах сказано, что и они «соответствуют» трем упомянутым линиям. И у каждого человека есть правые конечности — линия Хесед, левые конечности — линия Гвура, туловище — Тиферет. Так и в основе еврейского народа — эти три линии: линии Авраама, Ицхака и Яакова. И сейчас тоже еврейский народ построен по трем этим линиям: коэныХесед, левитыГвура, исраэль — Тиферет.

Тема не исчерпана, есть ещё много интересных фактов (Хесед), но, с другой стороны, нужно вовремя остановиться (Гвура) — так, чтобы получился не слишком длинный, но вместе с тем достаточно полный ответ (Тиферет).

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше