Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я не вижу разницы между словами друзей Иова и словами Б-га…

Темы: Испытание, Страдания, Грех, Авраам, Иов, Праведник, Добро и Зло

Отложить Отложено

Добрый день! Давно интересует вопрос спора Иова с Б-гом, а точнее — вины друзей Ийова, но не перед ним, а перед Б-гом.

Сказано: «не говорили обо Мне так (же) правдиво, как раб Мой Иов». Однако я не вижу разницы между словами друзей и словами Б-га в последних главах.

В частности, общий мотив Элифаза: «Разве как первый из людей родился ты и прежде холмов создан? (8) Разве совет Б-жий подслушал ты и забрал себе мудрость? (9) Что знаешь ты, чего не знаем мы? Что разумеешь, чего бы не было у нас? (10) И седовласый меж нами, и старец, днями превышающий отца твоего. (11) Разве недостаточно тебе утешения Б-жьего и слова кроткого к тебе?» кажется мне очень схожим с «Где был ты, когда основал Я землю?.. Обозрел ли ты всю земную ширь?»

На протяжении всего разговора друзья Иова говорят о том же, о чем и Б-г в конце: «нечестивым недоступен свет, и мышца высокая сокрушена». Так в чем же несогласие Б-га и друзей Иова? Спасибо! Елизавета

Отвечает рав Арье Гальчук

Здравствуйте, Елизавета!

Книга Иова очень сложна, она написана особым образным языком, и не так-то просто ее понять и объяснить. Кроме того, она затрагивает очень сложный и болезненный вопрос: «почему праведнику плохо?», вопрос, на который не могли найти ответа многие мудрые люди.

И, всё же, если мы посмотрим на книгу «просто», то сможем утверждать: Б-г разгневался на троих друзей Ийова за то, что они не верили в его безгрешность и убеждали раскаяться в несуществующих грехах, провоцируя на горькие и резкие слова в отношении Б-жественной справедливости.

В словах же Элиу, сына Барахэля, как и в словах Всевышнего, превалирует совсем иной мотив: верно, ты безгрешен и не можешь понять, за что тебя постигли несчастья. Но знай, что существуют вещи, которые ты не понимаешь. Ты не можешь осознать всю глубину Б-жественного замысла и не тебе обвинять Творца в несправедливости.

Мы же с Вами с самого начала книги прекрасно осведомлены, по какой причине Ийова постигли несчастья. Причина эта — испытание. Б-г испытывал Ийова на прочность, проверял, действительно ли он полный праведник — «непорочен, справедлив и богобоязнен» — или просто бизнесмен, который удачно торгует своей праведностью, получая взамен почет и жизненное благополучие.

Истина же состоит в том, что каждого праведника в жизни ожидает испытание, как сказано (Тэилим 11:5): «Господь испытывает праведника…» Испытания закаляют человека и поднимают его на новый духовный уровень. И Ийов в конце книги удостаивается откровения Всевышнего — как утешение за все страдания. Нужно также понимать, что все испытания рано или поздно заканчиваются. А Ийов получает обратно свое, теперь уже заслуженное, благоденствие, еще большее, чем было у него когда-то.

Так сказано об Аврааме, вся жизнь которого была испытанием (Берешит 25:8): «И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и сытый днями». И об Ийове сказано (42:10-17): «И возвратил Господь прежнее Ийову, когда он помолился за друзей своих; и умножил Господь всё, что было у Ийова, вдвое. И пришли к нему все братья его, и все сестры его, и все прежние близкие его, и ели с ним хлеб в доме его, и жалели его, и утешали его за все злосчастия, какие навел Господь на него, и дали ему каждый по кесите и каждый по кольцу золотому. И Господь благословил последние (дни) Ийова больше, чем прежние: и стало у него четырнадцать тысяч мелкого скота, и шесть тысяч верблюдов, и тысяча пар волов, и тысяча ослиц. И стало у него семь сыновей и три дочери. И нарек он имя одной: Йемима, имя второй — Кециа, и имя третьей: Кэрэн Аппух. И не найти было женщин столь прекрасных, как дочери Ийова на всей земле. И дал им отец (их) наследство, как братьям их. И жил Ийов после этого сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновей своих (до) четвертого поколения. И умер Ийов старцем, насытясь днями».

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше