Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоинствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.

Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоинствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.

Эрец Исраэль предшествует мирозданию.

Общее правило: то, что превосходит другие явления — предшествует им во времени. Так Тора превосходит все остальное — и предшествует ему (она была создана прежде, чем все остальное Творение). Так и Эрец Исраэль, прекраснейшая из всех стран, была создана первой.

У всех остальных стран есть свои достоинства и уникальные свойства — Эрец Исраэль соединяет в себе их все, как сказано в Торе (Дварим, 8): «В землю, в которой без скудости будешь ты есть хлеб, в ней ничего не будет недоставать…» (Сифрей Акев)

Избранная земля — избранному народу.

Про Эрец Исраэль сказано: «Земля Г-спода» — это страна, избранная Вс-вышним. Про Израиль сказано: «Сыны Израиля — Мои слуги». Вс-вышний сделал естественный вывод: «Избранный народ должен унаследовать избранную землю». (Бамидбар Раба)

Вс-вышний не спускает глаз с Эрец Исраэль и народа Израиля в течение всего года. С чем этом можно сравнить? Так царь, который больше всего любит одного из своих сыновей, и имеет виноградник, который ему дороже всех других угодий, решает: будет лучше всего, если я отдам свой любимый виноградник любимому сыну, и они всегда будут вместе.

Эрец Исраэль непохожа на другие страны. Там, в других странах, бывают урожайные и неурожайные годы, но и урожай, и неурожай имеют свои естественные границы. В Эрец Исраэль все иначе. Там урожай либо невероятно велик, либо ничтожно мал — вне всяких естественных пропорций.

В благословенный Вс-вышним год даже ничтожное количество посаженного зерна дает большой урожай, и даже самое малое количество еды превосходно насыщает.

А в те годы, когда Вс-вышний не дает свое благословение урожаю, в Эрец Исраэль ничто не вырастает вопреки погоде и природным условиям. Урожай здесь зависит не только от погоды и затраченного труда, но и от «Благословения [которое придет] если вы будете исполнять заповеди Г-спода Б-га вашего…» (Дварим, 11)

Даже в опустошении Эрец Исраэль заключается благословение Вс-вышнего.

После того, как сыны Израиля были изгнаны из Эрец Исраэль, Вс-вышний превратил ее в бесплодную пустыню, чтобы они не могли пожаловаться: «Мало того, что мы изгнаны из своей страны, — теперь наши враги счастливо живут в ней».

Ведь даже сегодня, еще до того, как пробил час полного освобождения и все сыны Израиля вернулись в нее — сколь сладки ее плоды! Какими же они будут, когда Вс-вышний вернет ей свое благословение!

Плоды Эрец Исраэль возвещают об освобождении.

Рабби Ава сказал: «Конец нашему долгому изгнанию настанет не раньше, чем Эрец Исраэль даст прекрасные, сладкие плоды, как в былые времена».

И горы, и долины Эрец Исраэль прекрасны.

В Торе сказано (Дварим, 11): «Земля, в которую вы идете, чтобы завладеть ею — земля гор и долин». Ясно, что долины — достоинство и слава для страны, ибо именно там легко и удобно возделывать поля и сады. Что же можно сказать о горах?

Горы Эрец Исраэль являются таким же ее достоинством, как и долины. Плоды ее имеют в горах особый вкус. В Талмуде рассказывается, что, хотя плоды, вырастающие в долинах, питательнее, плоды, выросшие в горах, легче перевариваются и полезнее для здоровья.

Рабби Шимон бар Йохай сказал: «Эрец Исраэль состоит из двенадцати провинций, принадлежащих двенадцати коленам Израиля, и плоды, выросшие во всех двенадцати провинциях, имеют различный вкус».

Земля, текущая молоком и медом.

Талмуд рассказывает:

«Рами бар Йехезкель посетил однажды Бней-Брак и увидел там коз, пасущихся под смоковницей. Со спелых плодов смоковницы капал мед, а с переполненных сосцов коз — молоко. Мед и молоко смешивались, и Рами бар Йехезкель сказал: “[Вот она — ] земля, текущая молоком и медом”…» (Ктубот, 111).

«Рабби [Йегуда Ганаси] попросил рабби Приду показать ему его виноградник. Когда они подходили к винограднику, Рабби увидел быка, стоящего среди виноградных лоз. Он спросил: “Этот бык не может повредить твоим посадкам?” “Это не бык, — ответил рабби Прида, — это гроздь винограда.”»

У рабби Прида было несколько смоковниц. Однажды он подошел к ним и увидел, что они окружены изгородью из меда, выделившегося из их плодов.(Йерушалми, Пеа, 7)

«Однажды лисица устроила логово для своих детенышей в голове репы».

«Рабби Халфута рассказывал: “Однажды рабби Йегуда попросил своего сына достать ему из бочонка сушеного инжира. Тот открыл бочонок и обнаружил в нем мед. “Отец, — сказал он, — это бочонок с медом, а не с инжиром.” “Под медом, — ответил рабби Йегуда, — ты найдешь инжир””».

Когда придет Машиах.

В конце времен Иерусалим станет огромным городом и займет всю Эрец Исраэль, а Эрец Исраэль распространится и займет весь мир. (Псикта)

В Торе (Дварим, 12) сказано: «Когда расширит Г-сподь Б-г твой предел…» Но как может Он расширить Эрец Исраэль? Рабби Ицхак сказал: «Эрец Исраэль как свиток Торы. Когда он свернут, никто не знает, какова его истинная длина. Она становится видна, только когда ее разворачивают.

Так и Эрец Исраэль. Она состоит почти целиком из гор и холмов, и в конце времен Вс-вышний выровняет ее. Откуда мы это знаем? В Книге Йешаягу написано (Йешаягу, 40): “Все ущелья поднимутся, все горы и холмы опустятся, крутизна станет равниной и горный хребет — долиной”. Вот тогда мы и узнаем, каков истинный размер Эрец Исраэль». (Дварим Раба)

«В будущем колос пшеницы станет высотой с финиковую пальму, а финиковая пальма — высотой с гору». (Ктубот, 111)

«В будущем моря и океаны выбросят на берег Яфо все суда, потонувшие в них, и все ценности, погребенные на их дне — все это они сохраняли для праведников. Ибо сказано в Торе (Дварим, 33): “Будут они питаться богатствами морей и сокровищами, спрятанными в песке…” (Сифреи


Заповедь об очищении пеплом красной (или, в другом переводе, рыжей) коровы является примером законов, истинный смысл которых недоступен для понимания человеку. В данной теме освещаются символика и большинство практических аспектов этой заповеди по мнению великого мудреца и общественного деятеля прошлого, раввина дона Ицхака Абарбанеля. Читать дальше