Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Зачем Творец в нашем мире допустил несколько религий?

Темы: Сотворение мира, Религия, Авраам, История, Споры, Связь с Творцом

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый человек. Меня волнует несколько вопросов, они, конечно, имеют общий смысл, но всё-таки я задам их с нескольких сторон. Зачем Творец в нашем мире допустил несколько религий? И почему в одной религии много направлений, так скажем, разделений и споров? Понятно, что основные религии это: Иудаизм, Христианство и Ислам. На протяжении многих лет была межрелигиозная война, за что она на самом деле? Артур

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Артур!

Простой ответ на Ваш вопрос: существуют разные пути служения Б-гу — для разных людей. Сначала — для разных евреев.

В Торе (Бемидбар 2) описывается расположение лагерей колен Израиля вокруг Мишкана (Скинии), предписанное Б-гом: двенадцать колен группируются в четыре лагеря, по три колена в каждом, и эти лагеря располагаются каждый с одной из четырех сторон света.

По мнению комментаторов (Рамбан[i], Маараль[ii]), это физическое расположение отражает духовное: каждая сторона света отражает одну из основных наклонностей человеческой души, один из людских характеров и точек зрения. Ведь и нам известно, что есть различие между «западным» характером и «восточным». И расположение этих групп людей по разные стороны от Скинии отражало их разные точки зрения на центральную Истину и, соответственно, разные пути к этой Истине, разные способы служения Б-гу. В одном только еврейском народе!

Деление на двенадцать колен, понятно, тоже не было случайным. Каждое из них обладало уникальным характером, происходя от одного из двенадцати сыновей праотца Яакова. Перед тем, как покинуть этот мир, он собрал всех сыновей и дал каждому свое благословение — не похожее на другие, соответствующее уникальной роли каждого сына (Берешит 49).

Как четырем «лагерям» соответствуют четыре стороны света, так и этим двенадцати основным характерам и ролям соответствуют расположенные по кругу двенадцать созвездий, напротив которых (с точки зрения человека, стоящего на Земле) солнце проходит в течение годового цикла. Каждое из этих физических созвездий (известных как «знаки зодиака») отражает духовный канал (мазаль), по которому «питание» поступает («течет» — нозэль) к своему типу людского характера.

Наконец, есть деление этих же людей на семьдесят (базовых) душ. Представленных семьюдесятью ведущими членами семьи Яакова, спустившимися в Египет (Берешит 46), а далее — семьюдесятью старейшинами (Бемидбар 11:16). А им, в свою очередь, соответствуют «семьдесят граней» Торы, точек зрения, с которых на нее можно смотреть: есть много вариантов толкования, и все они изначально были заложены в Тору Б-гом: «И то, и другое — слова Б-га Живого» (Эрувин 13 б).

И это — несмотря на то, что мудрецы не просто предлагают разные толкования, но и часто спорят друг с другом, основываясь каждый на своих доводах. И остается, вроде бы, вопрос: каково же всё-таки мнение Торы? Что говорит Б-г?

Талмуд (Гитин 6 б) рассказывает о случае, когда один из мудрецов действительно получил возможность выяснить, что же говорит Б-г о споре между мудрецами раби Эвьятаром и раби Йонатаном. Оказалось, Б-г изучает данную тему и повторяет: «Мой сын Эвьятар говорит так, а мой сын Йонатан — так!» То есть Сам Б-г на Небесах озвучивает не одно мнение, которое «на самом деле единственно правильное», а те же разные мнения, какие озвучиваются мудрецами на земле! Почему же так?

А потому, что эти мнения и толкования Торы не случайны, а отражают разные типы душ и характеров мудрецов.

А им, в свою очередь, соответствуют разные типы и характеры народов мира — и языки, на которых они выражают свои мысли и которые отражают их менталитеты. Этих (основных) народов и языков тоже семьдесят. (А также есть Четыре царства, подвергавшие евреев изгнанию — и соответствовавшие их четырем «лагерям»).

Всё это значит, что и разногласия мудрецов Торы, и различия в характерах, менталитетах и идеологиях народов мира являются фундаментальным и неотъемлемым аспектом мироздания. Эти противоречия могут показаться трагическим недоразумением, и их можно стремиться преодолевать, но при рассмотрении они очень часто оказываются следствием реальных и глубоких различий во взглядах, восприятиях и характерах.

Ибо Тора — не очередное мнение о жизни и ее законах, только «на это раз действительно правильное». Это основа мироздания. Как говорят мудрецы, Всевышний «смотрел в Тору и творил мир» (Зоар, Толдот 134а). То есть Тора — это генетический код мира, отражающий его структуру. Она — центральный корень и ствол, от которого расходятся в разные стороны все ветви. Таким образом, разногласия между ее мудрецами являются, по сути, корнем великих различий между обществами и народами.

Разные мнения и подходы к изучению Торы — корни разных направлений человеческой мысли, разных национальных характеров и идей. И получается, что это не результат трагической случайности, а так Б-г специально создал мир — и Тору, которая лежит в его основе. Тора, «Древо Жизни» (Мишлей 3:18), красива именно обилием своих ветвей, в совокупности образующих пышную крону. Именно анализ разных мнений мудрецов, их логики и сути их разногласий создают красоту Устной Торы, ее интеллектуальное богатство.

Единственное что: разногласия между еврейскими ветвями — мудрецами Торы, обычаями разных групп евреев — не подрывают, по замыслу, единства еврейства и иудаизма. Ибо в основных принципах — о единстве Б-га, истинности Торы и т. п. — все верующие евреи согласны. Споры только о деталях. Потому что все эти еврейские ветви, хотя и расположились вокруг Скинии, не слишком отклонились каждый в свою сторону и потому сохранили связь и с Центром, и друг с другом. Поэтому и Б-га, и Его истину они видят без принципиальных искажений, и как народ в целом едины. Каждый признает, что и путь другого ведет к той же благой цели, и любит его как брата.

Тогда как другие народы отклонились дальше, каждый в своем направлении, в результате чего утратили и единство друг с другом, и прямую связь с Центром. Поэтому и между собой у них вечные непреодолимые разногласия, каждый считает себя добром, а оппонента — злом, и Б-га видят не напрямую, а каждый через призму своей религии. Что-то взяв в иудаизме, а что-то в той или иной степени исказив. По-другому пока невозможно. Отсюда обилие разных религий и сект — и, в наше время, идеологий.

Почему Б-г это допустил?

Изначально все действительно должны были быть едиными, как ожидается от евреев: образовывать разветвленную, но единую крону. Но все люди, кроме Авраама, попытались объединиться с преступной целью: построить Вавилонскую башню — не для того, чтобы служить вместе Б-гу, а чтобы воевать против Него. Поэтому Он подорвал их единство — смешал их языки, сделал разногласия между ними непреодолимыми, что и наблюдаем по сей день. То есть это — меньшее из зол. Каждый народ борется за свою религию или идеологию как за свою правду, но на самом деле видит Истину с искажением.

А от Авраама, сохранившего верность Б-гу и, напротив, проложившего свой путь к Нему в центр, Б-г произвел еврейский народ, все ветви которого оставались расположенными достаточно близко и к центру, и друг к другу. И вместе образуют, по сути, свой единый мир. Сообщество, которое как раз можно было бы назвать «объединенными нациями».

Но и на объединение народов есть надежда. Изначально они полностью погрузились в идолопоклонство, служа каждый своим богам или целому их пантеону. Но потом от иудаизма «ответвились» в разные стороны христианство и ислам. Они при этом тоже отчасти исказили иудаизм, но им удалось привлечь массы людей и тем самым отдалить их от чистого идолопоклонства и приблизить к монотеизму. Передать идеи Единого Б-га, награды и наказания и др. (так пишет Рамбам[iii]). Таким образом, они подготовили мир к приходу Машиаха, когда действительно все постигнут и признают Единого Б-га и образуют еще один уровень кроны дерева.

Да настанет это в скором времени.

С уважением, Меир Мучник

 

[i] Раби Моше бар-Нахман, Нахманид, 4954-5030 / 1194-1270, Испания — Страна Израиля, один из величайших еврейских мудрецов всех времен, глава своего поколения, выдающийся комментатор Торы и знаток сокровенной мудрости.

[ii] Раби Йеуда-Лива бар-Бецалель (Маараль из Праги; ок. 5272-5369 / ок. 1512-1609) — выдающийся законоучитель, мыслитель и каббалист; духовный лидер еврейских общин Польши и Богемии.

[iii] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания, Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

 

Материалы по теме


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше