Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему перед молитвой Амида мы делаем именно три шага вперед?

Темы: Молитва Амида, Моше, Молитва, Рав Эльяким Залкинд

Отложить Отложено

Здравствуйте! Пытаюсь найти ответ на следующий вопрос. Почему перед Амидой (молитвой) мы делаем именно 3 шага вперед? Везде написано, что Моше при восхождении на Синай преодолел 3 препятствия, отделявшие его от Шхины (присутствия Всевышнего): мрак, облако, туман, т.е. прошел 3 этапа святости. Что олицетворяют эти препятствия? И есть ли еще другие объяснения? Спасибо большое за ответ. М.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемая М.,

Вот несколько объяснений, приводимых в комментариях:

1. Три шага, которые мы делаем, чтобы подойти к месту молитвы, соответствуют трем упоминаниям слова «ва-йигаш» («и подошел», «подступил», «приблизился») в Торе, когда речь идет о молитве/просьбе праведника:

1) Берешит 18, 23: «И подошел Авраам…» — чтобы просить Всевышнего о милости — даже к злодеям (жителям Сдома);

2) Берешит 44, 18: «И подступил к нему (Йосефу) Йеуда…» — начиная напряженный разговор об освобождении Биньямина;

3) Млахим I 18, 36: «И подошел пророк Элияу…» — чтобы молиться о помощи и чуде на горе Кармель, просить, чтобы Всевышний показал перед всем народом, что Он — Единственный Властитель в мире.

Это объяснение приводит Рокеах, и его принимают многие комментаторы Закона.

(Может быть, — но это только предположение, — три упоминания «подхода» к молитве и очень важному разговору соответствуют трем наиболее общим аспектам руководства Всевышнего в мире: аспекту милости — даже к тем, кто, казалось бы, того не заслуживает (в молитве Авраама, олицетворяющего хесед, — просьба о милости); аспекту суда и преодоления (в противоборстве Йеуды, родоначальника царства, основой которого должен быть справедливый суд, — требование-прошение о справедливости); аспекту истины, раскрытия Единства (в молении Элияу). Интересно, что при этом молитва Авраама о жителях Сдома — просьба о милости — была построена как просьба о справедливом суде, как утверждение, что праведник не может погибнуть вместе со злодеем. А противостояние Йеуды Йосефу было пронизано стремлением пробудить в Йосефе милость и сострадание, см. комментарий Рамбана. Таким образом, аспекты милости и суда включали здесь и противоположные им моменты, то есть праведники просили и о проявлении Единства).

2. Сначала, до того, как мы делаем три шага к месту молитвы, принято сделать три шага назад (есть мнение, что в этом нет необходимости, но согласно другим мнениям это обязательно). Одно из объяснений, почему следует сначала отступить и почему шагов должно быть именно три, основывается на Мидраше: при получении Торы евреи, стоявшие у горы Синай и охваченные трепетом, отпрянули на три «мили» (одна «миля» — 2000 локтей). Однако затем, стремясь к своему Творцу, Его слову, приблизились вновь, и в память об этом мы отступаем на три шага, и затем возвращаемся к месту молитвы (приводится в Арух а-Шулхан, Каф а-Хаим и др.).

Делая эти шаги перед молитвой, мы выражаем своей трепет и покорность Творцу. Мы отступаем, подобно тому, как отпрянули наши предки, страшась «разговора» с Творцом, а затем приближаемся вновь. Мы «говорим» этим, что, в действительности, не достойны молиться перед Ним, Благословенным, и само наличие такой возможности — лишь проявление милости Творца, дающего право на молитву. Когда мы поступаем так, нам становится яснее, перед Кем мы сейчас предстанем, отчего наша молитва становится сосредоточенной и направленной (по Каф а-хаим).

3. Закончив молитву, мы делаем три шага назад — отступаем от места молитвы. Простое объяснение: изложив свое «дело», проситель отступает перед Царем (Левуш,Маген Авраам). Объяснение «следующего уровня»: когда человек молится, он пребывает в месте святости, над его головой и перед ним — Шхина. Поэтому, завершив молитву, необходимо отступить назад, чтобы выйти из места святости — в место будничное, как бы попрощаться в покорности — отойдя на три шага с поклоном (Шиболей Лэкет от имени геоним). Следующее объяснение: поскольку во время молитвы Амида человек стоял перед Царем, пребывал в мире высшем, мире явного раскрытия Славы Всевышнего, Его присутствия (1), а теперь должен, «опускаясь» через мир Престола Славы (2) и мир ангелов (3), «вернуться» в этот нижний мир (4), то есть три раза перейти из одного мира в другой, — он должен отступить на три шага, выражающие (или осуществляющие) эти три перехода, и отдалиться от места, где стоял перед Всевышним в молитве. И, возвращаясь к нашему вопросу: таков же смысл трех шагов приближения перед молитвой — переход из нашего мира действия в мир Славы, где мы стоим перед Властителем (по Шаар а-Каванот Аризаля).

4. Из комментария Арух а-шулхан: Почему три шага (надо сделать, чтобы подойти к месту молитвы и отойти от него)? Как сказано в Мидраше: в час дарования Торы наш учитель Моше прошел через три завесы к Святому, благословен Он, — через тьму (хошэх), облако (анан) и туман (арафель). А когда выходил, — прошел также через эти три завесы (перегородки). И коэн, завершая служение на жертвеннике в Храме, должен был пройти до спуска с жертвенника три шага (каждый шаг длиной в ступню — ставя пятку одной ноги у большого пальца другой). Закончив молитву, мы делаем первый шаг назад с левой ноги.

5. По-видимому, три препятствия, которые необходимо было преодолеть Моше, — проявление трех уровней сокрытия, соответствующих упомянутым трем мирам, и связанных с ними сил сокрытия, которые создают преграду перед тем, кто «приближается» к Царю. Хошех— сила сокрытия нижнего, наиболее далекого от святости мира. Поэтому она названа «тьмой», «мраком» — максимально скрывающим присутствие и власть Творца. Анан (облако) — сила сокрытия следующего мира, она значительно меньше предыдущей, потому уподоблена лишь облаку. Хотя и оно может быть густым и не пропускать свет. Сила третьего сокрытия — еще меньше, это сокрытие в мире Престола Славы, но еще не самой Славы, — уподоблено туману, намного более прозрачному, чем облако. Пройдя эти три преграды, Моше предстал перед Славой Всевышнего для молитвы и принятия Торы.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше