Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Яаков-Хаим Софер (Каф ахаим; 5627—5699 /1867—1939/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист.

Родился в Багдаде. Учился в ешивах этого города.

В 5664 /1904/ году переехал в Землю Израиля и обосновался в Йерушалаиме. Занимался в ешиве кабалистов Бейт Эль, расположенной в Старом городе, а также в ешиве Реховот анаар (Просторы реки), основанной прославленным кабалистом р. Хаимом-Шаулем Двиком (см.).

Каждую ночь р. Яаков-Хаим просыпался до полуночи и со слезами произносил скорбную молитву Тикун хацот, установленную в память о разрушении Храма. До рассвета он изучал законодательные разделы Торы и кабалу, а затем, облачившись в талит и тфилин, приступал к молитве. В час, когда р. Яаков-Хаим вел общественную молитву, он был, по свидетельству очевидцев, «подобен ангелу Б-жьему». Свои молитвенные медитации он строил на основе кабалистических каванот Аризаля. Все благословения в течение дня — в том числе, и благословения на различные виды пищи — он произносил с величайшей концентрацией мысли и вдохновением, заражая окружающих своим ощущением святости и трепета перед Б-гом (Гдолей адорот).

Р. Яаков-Хаим приобрел широкую известность в качестве софера — переписчика священных книг и текстов для мезуз и тфилин. Эту работу он выполнял в состоянии особого духовного настроя, достигаемого с помощью кабалистических каванот.

Свой многолетний опыт софера он обобщил в книге Коль Яаков (Голос Яакова), посвященной законам еврейской сакральной каллиграфии.

В течение многих лет р. Яаков-Хаим работал над своим основным алахическим сочинением, получившем название Каф ахаим (Ладонь жизни). В этой книге он прокомментировал законы кодекса Шульхан арух, связанные с повседневной еврейской жизнью и праздниками: по каждому вопросу он подытожил мнения большинства авторитетных законоучителей и предложил свое алахическое решение (псак). Он привел кабалистические обоснования многих законов и обычаев, укоренившихся в еврейском народе.

Когда работа над первым томом книги была завершена, р. Яаков-Хаим попытался отыскать средства на его издание, но безуспешно. Друзья посоветовали ему отправиться в путешествие по странам диаспоры, чтобы обратиться за помощью к богатым евреям. Ему очень не хотелось покидать Святую Землю, однако выбора не было. Он сошел с поезда в египетском городе Александрии. Прямо на перроне он познакомился с александрийским евреем по имени Йосеф Самоха, который оказался одним из самых состоятельных граждан города. Узнав о цели приезда р. Яакова-Хаима в Египет, богач прямо на вокзале вручил ему двести лир — сумму, необходимую для издания первого тома. В тот же день и тем же поездом р. Яаков-Хаим вернулся в Землю Израиля. Когда он рассказал удивленным друзьям и ученикам о том, что с ним произошло, все спросили его в один голос: «Если вам так сопутствовала удача, почему же вы не продолжили поездку, чтобы собрать деньги на издание всей многотомной книги?!». «Мне не хотелось оставаться вне Земли Израиля даже на минуту больше, чем было необходимо», — пояснил он (Маасей Авот, Экев).

Однажды, когда р. Яаков-Хаим работал над книгой в своей малюсенькой комнатушке, расположенной под самой крышей ешивы Шошаним леДавид, в иерусалимском квартале Бухарим, купол этого старинного здания начал со страшным треском оседать — еще мгновение, и он обрушится на центральный зал, заполненный учениками ешивы. «Необходимо спасти гаона!» — закричали многие из учеников и побежали наверх, чтобы помочь престарелому мудрецу спуститься по лестнице. Однако р. Яаков-Хаим, казалось, не опасался за свою жизнь: он решительно приказал, чтобы в первую очередь помещение покинули все ученики и преподаватели. Он вышел за дверь, лишь после того, как здание ешивы окончательно опустело. И в тот самый момент, когда р. Яаков-Ицхак ступил за порог, многопудовые балки и каменные глыбы обрушились в пустой дом учения.

Р. Яаков-Хаим Софер умер в Йерушалаиме девятого сивана 5699 /1939/ года.

Его книга Каф ахаим стала одним из самых авторитетных алахических источников для сефардских общин Земли Израиля и диаспоры. Эта книга широко изучается и в ашкеназских ешивах в качестве дополнения к кодексу Мишна брура, составленному р. Исраэлем-Меиром Акоэном (Хафец Хаимом; см.).

с разрешения издательства Швут Ами


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе