Всевышний не может ликовать, гневаться — изменяться. Не значит ли это, что мы Его ограничиваем?7 августа 2013 года, отвечает Рав Моше Абрамович Здравствуйте, уважаемый рав. Очень хотел бы получить ответ на следующий вопрос. Я читал еврейского философа Маймонида, он в книге Мишнэ Тора написал следующее: «И поскольку это так, то все эти понятия и подобные им, которые упоминаются в Торе и у пророков, используются как иносказания или поэтические метафоры. Как сказано: “Восседающий в небесах будет смеяться” (Тегилим, 2:4); “Они гневили Меня суетой своею” (Дварим, 32:21); “как ликовал Господь” (Дварим, 28:63) и тому подобное. По этому поводу сказали мудрецы: “Тора говорит на языке, понятном человеку” (Брахот, 316). Он говорит: “Разве они Меня сердят?” (Ирмеягу, 7:19). Ведь сказано: “Я, Господь, не изменился” (Малахи, 3:6). А если бы Он временами гневался, а временами радовался, — это означало бы, что Он меняется. И все упомянутые выше понятия свойственны лишь материальным телам — бренным и грубым, “обитателям лачуг из тростника, построенных на прахе” (Ийов, 4:19), — а Он, Благословенный, неизмеримо выше всего этого». Но со мной не согласился один христианин, к-рый сказал, что если Бог не может ни гневаться, ни радоваться, то это означает, что мы ограничиваем Бога, а Бог не может быть ограничен. Как разрешить это противоречие, основываясь на ТаНаХе? Как совместить вездесущность Бога с его неизменностью, постоянством? Здесь действительно есть противоречие? Или это просто кажимое противоречие? Буду очень признателен за ваш ответ! С. Читать дальше |
|
Закон устанавливают мудрецы, а не голос с Неба? Ведь это ограничивает Творца!4 августа 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Один человек спрашивает меня, не являются ли повеление не слушать «глас с неба» в вопросе установления закона (а полагаться только на мнение мудрецов) и утверждение о неизменности Торы «ограничением Творца» (не дай Б-г). Как ему лучше ответить? Разиэль-Нахман Читать дальше |
|
Неужели человек может снова вернуться в этот мир?1 августа 2013 года, отвечает Рав Зеев Урман Меня очень интересует тема о переселении души. Неужели человек может снова вернуться в этот мир? А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя? Ведь какая мне разница, что будет с какой-то частичкой меня, которая была сформирована из душ моих родителей, прошлой жизни какого-то человека, которая даже не будет ощущаться другим человеком. Мне важно понять: где буду я? Читать дальше |
|
Мне приснилось несколько похожих снов. Что они могут значить?31 июля 2013 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Шалом! Мне приснилось несколько похожих снов. В одном из них — я в нашей синагоге, вижу там своих знакомых, тех, кто учил меня молиться. После этого приснилось еще два сна. В одном из них — я сопровождаю нашего раввина в разные старые разрушенные дома и вместе мы ищем следы от мезуз на косяках. А во втором — я стою напротив него, очень хочу что-то спросить, но так и не спрашиваю. Что могут значить эти сны? Р. Читать дальше |
|
Из чего делали корпус и коробочки тфилин, когда не было пластмассы?30 июля 2013 года, отвечает Рав Леви-Ицхак Кантарович Шалом алейхем. Из какого материала раньше делали корпус тфилин и его коробочки, ведь не было тогда пластмассы? Читать дальше |
|
Можно ли пользоваться электрическим ингалятором в субботу?29 июля 2013 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте, уважаемый Рав! У меня возник вопрос по использованию электрического ингалятора в Шаббат. Ребёнку 3.5, часто болеет простудой, которая сразу переходит в астматический синдром. Основное лечение, которое нам прописывают, — вентолин, или соляной раствор в виде ингаляции (мы пользуемся аппаратом фирмы LIFE, с детской маской). Вопрос: возможно ли заранее, до наступления Шаббата подготовить лекарство и поставить аппарат на шаон Шаббат? Заранее благодарен за ответ! Читать дальше |
|
За что ненавидят евреев?28 июля 2013 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Не могу понять, за что постоянно ненавидят евреев, ведь, вроде, причины всё время разные? Можете ли вы объяснить, в чём корни антисемитизма? Можно ли его избежать и что для этого надо предпринять? Читать дальше |
|
Зачем принимать на себя субботние ограничения до наступления субботы?26 июля 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом. В последнее время столкнулся с призывами глав поколения досрочно принимать на себя субботу. И хотелось бы понять — что это значит? Несомненно, сказанное евреем (принятое им решение) создает определенную реальность. Как говорил р. Нахум Диамант: откуда знаем, что у еврея святые уста? После того, как еврей сказал, что часть урожая предназначена коэну, если от неё будет есть не-коэн, его может ожидать смерть от руки Небес. Это же касается и новомесячья: согласно закону, новый месяц начинается тогда, когда объявили о его наступлении, даже если судьи объявили его «не в тот день» по ошибке или намеренно. Но субботу освятил Сам Творец, её наступление от нашего решения не зависит. Можно было бы сказать, что принятие на себя субботних ограничений до наступления субботы — средство возвести ограду, чтобы труднее было нарушить закон. Но эти призывы адресуются, в основном, харедимному сообществу, где и без того к Шаббату относятся весьма трепетно. Мало того, досрочное принятие субботы иногда рекомендуют (видел это несколько раз), например, как средство для излечения больных. Спасибо. В. Читать дальше |
|
Есть ли разница, где ставить хупу — на улице или в помещении?25 июля 2013 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте! Скажите, есть ли разница, где ставить хупу — на улице или в помещении? Читать дальше |
|
Что делать с посудой, которой пользуются уже много лет, но в микву не окунали?23 июля 2013 года, отвечает Рав Моше Сытин Шалом! Скажите, пожалуйста, что надо делать с посудой (тарелками и кастрюлями), которой пользуются уже много лет, но не было сделано твилат келим (посуду не окунули в микву)? Читать дальше |
|
Обещал товарищу, что о своей помолвке сообщу ему первому...22 июля 2013 года, отвечает Рав Дов Мушинский Шалом алейхем. Однажды, когда я разговаривал с товарищем по телефону, он у меня спросил, как у меня дела на личном фронте. Я ему сказал — никак, и он сказал мне: «Надеюсь, что ты мне, как у тебя будет шидух, скажешь первому». И тут же у меня изо рта вылетела фраза «Бэ-эзрат Ашем» (с Б-жьей помощью). Как отменить этот нэдер (обет)? И в случае, если я его отменю по Вашим указаниям, это не будет хилуль Ашем (осквернение Имени Всевышнего)? Просто хочу выполнить другую заповедь — почитания родителей — и в первую очередь поставить их в известность, а не товарища. Читать дальше |
|
О ком говорит пророк? О падшем ангеле — как-то по смыслу не подходит...21 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Иезекииль 28—17. О ком речь? Христиане пишут, что о падшем ангеле, но как-то по смыслу не подходит. С уважением, К. Читать дальше |
|
Поминальные молитвы (Кадиш Ятом) появились в средние века в Европе в связи с гонениями?19 июля 2013 года, отвечает Рав Давид-Йеуда Вертлиб Уважаемый рав! Правда ли, что поминальные молитвы (Каддиш ятом) появились в эпоху средних веков в Европе в связи с гонениями? Так поздно! Тогда получается, что они — это, скорее, влияние неевреевских поминовений? Что отвечать на такие аргументы, и почему Тора молчит о правилах посещения кладбищ и поминовениях? И другой, связанный с этим вопрос: в чем сам смысл поминовений? Только уважение и почтение к умершему или что-то еще? Спасибо! Читать дальше |
|
Почему царь Шломо не побоялся обратиться к царю демонов? Считал себя неуязвимым?18 июля 2013 года, отвечает Рав Моше Абрамович Уважаемый рав, почему царь Шломо при всей своей мудрости не побоялся обратиться к Ашмедаю (царю демонов) за помощью найти Шамира (см. ниже)? Попросил ли царь Шломо коэнов, чтоб они молили о том, как найти Шамира, самого Творца? Царь Шломо считал себя неуязвимым? Если Ашем сделал для евреев столько великих чудес, неужели Ашему трудно было бы научить своих служителей, как найти Шамир для обработки камней Храма? И, вообще, Шамир — это ангел или демон? Или нечто нейтральное? Я из начинающих интересоваться еврейской традицией. Многое непонятно. На лекциях иногда рассказывают совершенно удивительные истории. Как, например, история со времён Второго Храма о том, как раввины попросили Ашмедая помочь им уговорить римского чиновника не воевать с евреями. Они согласились на том, что Ашмедай вселится в дочь чиновника (или императора, не помню). И когда девушка начнёт бесноваться, раввины помолятся ей на ухо и Ашмедай отпустит её. Так и было. Демон начал мучить девушку к ужасу всех присутствующих, пока раввины не помолились. Почему те раввины и царь Шломо не боялись царя демонов??? Что за просьбы помощи нечистому? Спасибо. М. Читать дальше |
|
Человек благоразумный скрывает знание?17 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Читаю Писание, «Мишлей», и некоторые предложения вызывают недопонимание: Мишлей 12:23. Человек благоразумный скрывает знание, а сердце глупых провозглашает глупость. Мишлей 23:20. Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус для щелочей, то поющий песни для печального сердца. Мишлей 23:23. Правду купи, и не продавай мудрости и учения разума. Мишлей 25:22. Ибо горящие угли собираешь ты на голову его, и Г-сподь воздаст тебе. М. Читать дальше |
|
Можно ли праздновать день рождения 9 ава?16 июля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте. Мой день рождения приходится на 9 ава (23.07.1950). Есть ли какие-то послабления для того, чей день рождения выпал на такой тяжелый день, т.е. принимать поздравления, радоваться и т.д. Лианора Читать дальше |
|
Что можно изучать во время поста 9 ава?16 июля 2013 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемые раввины! Что можно учить 9 ава, в день, когда запрещено изучать Тору? С уважением, Вольф. Читать дальше |
|
Почему Раби Акива не помог своим ученикам справиться с тщеславием и неуважением к ближнему?15 июля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом, уважаемый рав Реувен! Если тысячи учеников р. Акивы при их уровне мудрости и духовности были сильно связаны с материальным миром и не уважали друг друга, т.е. свои постижения в области мудрости и духовности ставили выше других, то возникает вопрос. Видя в своих учениках эту серьёзную поражённость души самолюбием, тщеславием и неуважением к ближнему, тем более — при их уровне духовности, почему р. Акива не помог им с этим справиться? Почему своим примером и наставлениями, например, из притч Шеломо: «Явится высокомерие — явится и посрамление; у смиренных же — мудрость» (11:2); «От высокомерия только раздор происходит, а у советующихся — мудрость» (13:10); «Во рту у глупого — бич гордыни, но уста мудрых берегут их» (14:3); «Пред сокрушением — гордость, и пред падением — высокомерие. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (16:18—19); «Высокомерие человека унижает его, а смиренный духом стяжает честь» (29:23), он не научил своих учеников уважать и любить ближнего, который, по их мнению, не столь мудр и духовен, как они? Я нисколько не считаю себя имеющим право судить педагогический дар р. Акивы (лишь пытаюсь понять), но когда врач взялся лечить 24 тысячи больных (материальностью) и не смог им помочь (все умерли) — я бы побоялся обращаться к такому врачу… Почему р. Акива не смог помочь своим мудрым (самым большим мудрецам того времени) и высокодуховным ученикам научиться любить и уважать ближнего, когда сам же говорил, что в этом — мудрость и суть Торы, или почему его мудрые ученики не были на это способны? Помогите понять. С уважением, Михаил Читать дальше |
|
В Танахе описано сожжение умерших?14 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Прочитал Ваш ответ на вопрос «о кремации евреев»: «Можно ли кремировать евреев?». В ТАНАХе упоминается сожжение, из чего можно сделать вывод, что так было принято: «И поднялись все отважные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Бейт-Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там» (1 Цар 31:12); «…И умер в жестоких страданиях; и не устроил для него народ его сожжения, подобно сожжению отцов его» (2 Пар 21:19); «И похоронили его в гробнице его, которую он вырыл для себя в городе Давида; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусно приготовленными умащениями, и устроили для него весьма большое сожжение» (2 Пар 16:14). Пожалуйста, помогите разобраться. А. Читать дальше |
|
Нужно ли идти на свадьбу к дочери раввина, если нет приглашения?12 июля 2013 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте. Вопрос очень актуален, если есть возможность, ответьте сегодня. В нашем городе у дочки главного раввина свадьба, гости были приглашены по письменным приглашениям. Насколько принято для тех, кто официально не был приглашен, тоже прийти на свадьбу, но только, допустим, через 2 часа после официального начала церемонии? И насколько важно присутствовать на еврейской свадьбе, если даже официально не был приглашен? С уважением, Меир Читать дальше |
|
Я слышал, что с 17-ого Тамуза до 9-ого Ава запрещено есть мясо и пить вино. Так ли это?11 июля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Я слышал, что запрещено есть мясо и пить вино в дни «бейн а-мецарим». Так ли это? Если да, то можно ли есть куриное мясо или пить виноградный сок? Акива Читать дальше |
|
От того, что какой-то раввин скажет, моя душа попадет в ад или в рай?11 июля 2013 года, отвечает Рав Зеев Урман Прочитал у вас на сайте: «Всевышний сообщил Моше, что Закон устанавливается не на Небесах, а на земле — мудрецами Торы». Мне непонятно, откуда делается такой вывод. Разве от того, что какой-то раввин (мудрец) скажет, что нужно обязательно носить бороду (как хасиды) или ее можно стричь, то от этого моя душа попадет в ад или рай? Влияет ли соблюдение этого закона на попадание в рай или ад, или это просто средство идентификации порядка на земле? Спасибо. Читать дальше |
|
Почему Невухаднецару приснились только четыре империи?10 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый рав. У меня вопрос по поводу толкования сна Даниэлем для Навуходнецера. 1. Почему сон затрагивает только 4 империи: вавилонскую, персидскую, греческую, римскую? Если говорится только об империях, затронувших евреев, то нужно было бы перечислить почти все империи. Если говорить о самых важных, то почему нет египетской, византийской и т.п.? По какому принципу сон затрагивает только лишь некоторые из империй?.2 Есть ли связь между Нимродом и Навуходнецером? Так как только эти два царя упоминаются как цари Вавилона больше всего в Торе. И только эти цари играют роль. Спасибо. Эрик Читать дальше |
|
Есть ли какая-то специальная молитва или сгула против лени?9 июля 2013 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом, уважаемый рав! Мой вопрос может показаться глупым, но существует ли какая-нибудь специальная молитва или сгула против лени? Спасибо! Читать дальше |
|
Почему иудейской женщине нельзя совершать религиозных обрядов?8 июля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемые раввины, почему иудейской женщине нельзя совершать религиозных обрядов? Читать дальше |
|
«Или простишь им, или сотри и меня из Твоей Книги»?8 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Почему в главах Торы Трума и Тецаве не упоминается имя Моше? Д. Читать дальше |
|
Каково мнение раввинов о ношении парика?4 июля 2013 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте, многоуважаемые раввины. Каково мнение раввинов о ношении парика в качестве головного покрытия для женщин? Я читала, что некоторые раввины относятся к этому очень отрицательно. И чем, по вашему мнению, нужно покрывать голову женщине? Ношение парика — это отличительная особенность только хасидов Хабад Любавич, или хасиды других общин тоже имеют эту особенность? И, вообще, парик — это чисто хасидская традиция или некоторые нехасидские общины тоже используют парик? Благодарю за ответ, с уважением, Ирина Читать дальше |
|
Как Б-г относится к списыванию?2 июля 2013 года, отвечает Рав Яков Шуб Скажите, можно ли пользоваться шпаргалками на экзамене для поступления в университет? Как вообще Б-г смотрит на это? Читать дальше |
|
Накормить врага — все равно что собрать угли на его голову?1 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. Объясните, пожалуйста, что значит «Ибо горящие угли собираешь ты на голову его». Спасибо. Бениамин Читать дальше |
|
Переписчики — виновники противоречий в Библии?27 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый раввин! Пишут, что в ТаНаХе есть противоречия в некоторых местах. Например: «Ряд противоречий в Библии следует отнести к ошибкам переписчиков древних рукописей, и это, похоже, один из таких случаев, так как в некоторых древних рукописях в тексте 2Цар 21:8 говорится о Мерове, сестре Мелхолы. И действительно, женой Адриэла была не Мелхола, а Мерова (1Цар 18:17—20). Мерова, как старшая дочь Саула, была обещана Давиду за победу над Голиафом, но Саул выдал Мерову за Адриэла из Мехолы. Давиду же досталась Мелхола, которая любила его. Но у Давида не было детей от Мелхолы, и, к тому же, говорится, что она умерла бездетной (2Цар 6:23). В то время, когда Давид был в бегах от Саула, Саул выдает Мелхолу, жену Давида, другому человеку — Фалтию из Галлима (1Цар 25:44). При этом нигде не упоминается, были ли дети у Фалтия. Так что, если мы сложим все эти тексты, то становится ясно, что на каком-то этапе кто-то сделал описку и в тексте 2Цар 21:8 перепутал имена дочерей Саула, написав “Мелхола” вместо “Мерова”, вероятно будучи под влиянием схожести написания слов “Мелхола” и “Мехола”». Что имелось в виду в этих местах I и II книг Шмуэль? Кто — жена Адриэла? Как толковать «числовые» несоответствия: «Противоречие № 4: Сколькими годами голода пророк угрожал Давиду? 7 (2-я Царств 24:13) 3 (1-я Паралипоменон 21:12)» и приведено еще много. Считаются ли в Иудаизме неизмененными и точными, без ошибок, все книги ТаНаХа, или только Хумаш, а в других возможны и допускаются разночтения? Спасибо. С уважением, О. Читать дальше |
|
Как отделить субботу от будней в белые ночи в Петербурге?26 июня 2013 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Вопрос раву Бенциону Зильберу. Шалом, уважаемый рав Зильбер! При нашей встрече в январе мы обсуждали вопрос Гавдалы у нас в Петербурге во время белых ночей. Что ее надо делать утром и только на вино. Забыл тогда у Вас спросить: Гавдала делается до Шахарита и после утренних благословений. А если после Шахарита, то молитва читается на будний день и Тфилин накладывается, или надо еще читать субботнюю молитву и без Тфилин? Спасибо. Здоровья Вам и вашим близким. Аарон Читать дальше |
|
Можно ли посылать детей в лагерь между 17 тамуза и 9 ава?25 июня 2013 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый Рав Зильбер, Скажите, пожалуйста, можно ли посылать детей на маханэ в период между 17 Тамуза и 9 Ава? Спасибо, И. Читать дальше |
|
Почему слово חיל перевели как «богатство»?24 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, пожалуйста, почему слово חיל в разделе Экев (8 глава) перевели как «богатство»? 18. И помни Господа, Б-га твоего, ибо Он дает тебе силу составить богатство, чтобы исполнить завет Свой, о чем клялся Он твоим отцам, как сей день. Ведь оно означает другое? Спасибо, Шимон Читать дальше |
|
Почему царь Давид сказал: «Горе мне, что я пребываю у Мосоха…»?20 июня 2013 года, отвечает Рав Моше Абрамович Шалом, уважаемый ребе! Не могли бы Вы прокомментировать или прислать обширный комментарий к стиху Псалом 120:5: «Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских». Спасибо, с уважением, Е. Читать дальше |
|
Как проверять чернослив на наличие насекомых?19 июня 2013 года, отвечает Рав Давид-Йеуда Вертлиб Шалом! Несколько вопросов:1) как проверять чернослив? В вашей статье на ту би-шват я нашла все, кроме чернослива. 2) Я купила «гранулу» — мюсли, где собраны разные виды орешков, овсянка, изюм, кунжут и т.д., экшер Хатам Софер (который в кружочке). И, посмотрев на изюм, я поняла, что, скорее всего, его не проверяли. (Я проверяю изюм так, как написано у вас в статье — замачиваю и т.д. После такой проверки он становится мягкий и сочный. А в этой грануле он твердый и есть слипшиеся изюминки. Как быть с такой гранулой? Спасибо! Читать дальше |
|
Можно ли употреблять сырые грибы?18 июня 2013 года, отвечает Рав Давид-Йеуда Вертлиб Подскажите, пожалуйста, возможно ли употреблять сырые грибы при приготовлении еды, и если да, то как их проверять на наличие насекомых? Спасибо большое за ответ. Читать дальше |
|
Почему Лота приняли в Сдоме? Там ведь гостей не любили...17 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, пожалуйста, почему, когда Лот только пришел в Содом, с ним ничего не сделали его жители? Они ведь недоброжелательно относились к пришельцам. А на то время Лот пришел в Содом как гость, каким образом он остался жив? Спасибо, с уважением, Настя Читать дальше |
|
Можно ли убивать мух?16 июня 2013 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер У нас с дочкой сплошные разногласия практически по любым вопросам. Она считает себя настоящей религиозной еврейской женщиной и трактует, на наш взгляд, абсолютно абсурдно многие заповеди. Так, она счиает, что «не убий» относится и к таким существам, как моль, комар, а также любой гнус, так как это тоже творенья Божьи. И если кто-то из нас, её родителей, прихлопнет моль, поднимается жуткий скандал. Помогите разобраться, ко всем ли твореньям Божьим относится заповедь «не убий». Нам кажется, что это относится только к нам, людям. Но, может быть, мы ошибаемся, а она права. Заранее благодарны за Ваш ответ, который как-то разрядит эту ситуацию. Н. Читать дальше |
|
Расскажите о духовном влиянии пищи на человека.16 июня 2013 года, отвечает Рав Берл Набутовский Я пишу один раздел курсовой работы на тему «Пища в Торе — толкование и понимание». Хотел бы услышать личное мнение нескольких раввинов, которое будет основываться на Торе, Талмуде и других комментариях. Передайте ему вопрос, пожалуйста, если это возможно. Некоторые факты хотелось бы уточнить: чистота пищи — духовное влияние пищи на человека — идоложертвенная пища. Спасибо заранее за ваше внимание. Пускай Господь благословит Вас! А. Читать дальше |
|
Что должно было проститься Каину? Грех первородный или что-то другое?16 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский 6. И сказал Господь Каину: Почему досадно тебе и почему поникло твое лицо? 7. Ведь если будешь добро творить, простится (тебе), а если не будешь творить добро, при входе грех лежит, и к тебе его влечение — ты же властвуй над ним… Немного сбит с толку. 1) «Если будешь творить добро, простится тебе» — простится что? Грех первородный или что-то другое? 2) «если не будешь творить добро, при входе грех лежит, и к тебе его влечение — ты же властвуй над ним» — если я не творю добро, но властвую над грехом, лежащим у порога сердца, тогда что, тоже простится или какой-то другой смысл? Павел Читать дальше |