Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему иудейской женщине нельзя совершать религиозных обрядов?

Темы: Запреты, Рав Реувен Куклин, Заповеди, Женщина, Одежда

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, почему иудейской женщине нельзя совершать религиозных обрядов?

Отвечает рав Реувен Куклин

Прежде всего, мы должны понять в общем — есть ли заповеди, которые обязаны выполнять только мужчины. И, если такие заповеди есть, перейдём к рассмотрению вопроса, разрешается ли женщинам выполнять их добровольно.

Мудрецы приводят правило: те предписывающие заповеди, выполнение которых связано с определённым временем, женщины выполнять не обязаны (Кидушин 29 а). Поэтому женщины не обязаны, например, сидеть в сукке или слушать шофар, ведь эти заповеди необходимо выполнять только в определённое время (сукка — в праздник Суккот, а шофар — в праздник Рош а-Шана). По той же причине женщина не обязана налагать тефилин (ведь Творец заповедал налагать тефилин только в будние дни, а не в субботу или Йом Тов) или носить цицит (ведь заповедь ношения цицит действительна только днём). Следует добавить, что из этого правила есть исключения (например, заповедь есть мацу в Песах или заповедь делать Кидуш).

Духовная причина того, что женщина обязана выполнять меньшее количество заповедей, следующая: женщина изначально более совершенна, чем мужчина (подробнее об этом см. Плохо быть женщиной?), поэтому, чтобы усовершенствовать себя, ей достаточно выполнять меньшее количество заповедей.

Часть заповедей, которые женщина не обязана исполнять, ей разрешено исполнять добровольно, и она получит за это награду. Более того, у ашкеназских евреев даже принято, чтобы женщина произносила благословение на выполнение таких заповедей.

Однако есть и такие заповеди, выполнять которые женщинам запрещено. Так, например, женщине запрещено налагать тефилин или носить талит. Поским приводят различные объяснения этим запретам. Одна из причин запрета связана с тем, что тефилин и талит являются частями мужской одежды, а Тора запретила женщине надевать мужскую одежду (Дварим 22, 5): «Да не будет мужского предмета (одежды) на женщине, и не наденет мужчина женского платья». Интересно, что Йонатан бен-Узиэль, который жил более 2000 лет назад, переводит этот стих следующим образом: «Да не оденет женщина тефилин и цицит, поскольку они являются частями мужской одежды».

Выполнять заповедь, которую человеку по той или иной причине выполнять запрещено, — гораздо большее преступление, чем нарушение какого-либо другого запрета. Причина в том, что этим человек показывает: он выполняет заповеди не потому, что так заповедал Творец, а только потому, что сам решил это делать. Тем самым он как бы создаёт свою собственную религию, в которой бог — он сам. О том, кто совершает такой грех, Тора говорит страшную вещь (Дварим 29, 19): «Не пожелает Творец простить ему», см. в трактате Сангедрин (76 б, см. Раши там). Сам Творец, Который всегда призывает евреев раскаяться, чтобы простить им, как сказано (Йехезкель 18, 32): «Ибо Я не хочу смерти умирающего, — слово Господа Б-га! — и обратитесь, и живите!», говорит о Себе, что такому грешнику Он не пожелает простить. Что может быть ужасней этого?

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше