Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Характер испытания и степень его трудности могут быть вне контроля человека, не в его власти. Но победа или поражение в нем — полностью в его руках.»Рав Акива Татц, книга «Живи и выбирай»

Всевышний не может ликовать, гневаться — изменяться. Не значит ли это, что мы Его ограничиваем?

Темы: Сотворение мира, Каббала, Рамбам, Моше Абрамович, Качества Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый рав. Очень хотел бы получить ответ на следующий вопрос. Я читал еврейского философа Маймонида, он в книге Мишнэ Тора написал следующее: «И поскольку это так, то все эти понятия и подобные им, которые упоминаются в Торе и у пророков, используются как иносказания или поэтические метафоры. Как сказано: “Восседающий в небесах будет смеяться” (Тегилим, 2:4); “Они гневили Меня суетой своею” (Дварим, 32:21); “как ликовал Господь” (Дварим, 28:63) и тому подобное. По этому поводу сказали мудрецы: “Тора говорит на языке, понятном человеку” (Брахот, 316). Он говорит: “Разве они Меня сердят?” (Ирмеягу, 7:19). Ведь сказано: “Я, Господь, не изменился” (Малахи, 3:6). А если бы Он временами гневался, а временами радовался, — это означало бы, что Он меняется. И все упомянутые выше понятия свойственны лишь материальным телам — бренным и грубым, “обитателям лачуг из тростника, построенных на прахе” (Ийов, 4:19), — а Он, Благословенный, неизмеримо выше всего этого».

Но со мной не согласился один христианин, к-рый сказал, что если Бог не может ни гневаться, ни радоваться, то это означает, что мы ограничиваем Бога, а Бог не может быть ограничен. Как разрешить это противоречие, основываясь на ТаНаХе? Как совместить вездесущность Бога с его неизменностью, постоянством? Здесь действительно есть противоречие? Или это просто кажимое противоречие? Буду очень признателен за ваш ответ! С.

Отвечает рав Моше Абрамович

Уважаемый С.!

Вопрос, который Вы задаёте, рассматривает Каббала — тайная Тора, поэтому его невозможно подробно обсудить в рамках «Ответов на вопросы». Но скажем несколько слов.

По определению творение не может постичь Творца. Всевышний сотворил время и пространство, а, значит, Его существование — вне времени и вне пространства — является тем, что разум человеческий неспособен постичь. Второй стих Торы гласит: «И земля была тоhу и боhу» (Бэрейшит 1, 2). Простой перевод: «и Земля была пуста и хаотична». Сказали мудрецы: тоhу — это материя без формы, поэтому тот, кто увидел бы это творение, тоhэ — удивился бы, не понимая, что он видит. А боhу — это форма без материи, что тоже недоступно человеческому разуму, который способен воспринимать только материю в определённой форме.

Поэтому всё, что мы знаем о Всевышнем, Который вне материи и вне формы, — это только то, что Он передал через Своих пророков. Сказал Всевышний Моше рабейну: «…человек не может видеть Меня и остаться в живых» (Шмот 33, 20) — и это известное определение как бы ограничивает Всевышнего: неужели Всевышний не может удовлетворить просьбу Моше рабейну и явиться ему при жизни его?

Как бы ограничивает — для человека, поскольку если не будет ограничений, человек не сможет понять сказанного. И в этом смысл слов Рамбама — Тора говорит на языке, понятном человеку.

И ещё сказано у царя Давида (Тэилим 104, 2): Всевышний «Окутан светом, как плащом». Комментирует Виленский гаон (Адэрет Элияу к Ваикра 23—44): «Всевышний облачился в свет первого дня творения и сотворил небеса. Мир как творение подобен одеянию, которое скрывает самого Всевышнего, поэтому мир называется олам — от слова нээлам — скрытый. Отсюда — не может человек, находясь в материальном мире, увидеть Всевышнего. И всё, что происходит с творением, как бы относится к одеянию, а не к сущности. И об этом слова Рамбама: “а Он, Всевышний, неизмеримо выше всего этого”. И это пример, который приводит Рамбам (Тэилим 2, 4): “Восседающий на небесах будет смеяться” — сказано в книге Зоар (глава Бешалах), что Всевышний “оденет” меру Суда и накажет пришедших на Иерусалим войной Гога и Магога — именно “оденет”». Великий комментатор Талмуда Мааршо добавляет к этому, цитируя мидраш (Нида 30а): при жизни нет возможности увидеть Всевышнего, но в качестве великой награды праведник в час своей смерти — выхода души его из этого материального мира — увидит Его.

С уважением, Моше Абрамович

Материалы по теме


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше