Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стремление сделать что-то хорошее само по себе хорошо»Раби Нахман из Бреслава
Массовое благословение коэнов у Стены плача стало доброй иерусалимской традицией. Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов — храмовых священников, потомков брата Моше Ааарона, закутываются в талиты и произносят, обращаясь ко всему еврейскому народу: «Да благословит тебя Г-сподь и сохранит! Да озарит для тебя Г-сподь свое лицо и окажет тебе милость!..»

Массовое благословение коэнов у Стены плача стало доброй иерусалимской традицией. Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов — храмовых священников, потомков брата Моше Ааарона, закутываются в талиты и произносят, обращаясь ко всему еврейскому народу: «Да благословит тебя Г-сподь и сохранит! Да озарит для тебя Г-сподь свое лицо и окажет тебе милость!..»

Как правило, свидетелями этой церемонии являются около пятидесяти тысяч человек, которые устремляются в Иерусалим со всех концов Израиля. На сегодняшний момент, благословение коэнов считается самым крупным еврейским Б-гослужением, представляя собой прообраз службы, которая велась в первом и втором иерусалимских Храмах.

Не все знают, что первопричиной этого массового и завораживающего зрелища стала… военная кампания. На протяжении нескольких лет, начиная с 1969 года, египетская артиллерия, раздосадованная поражением в Шестидневной войне, обстреливала израильский берег. Периодически гибли люди, армейские структуры были вынуждено держать начеку большое количество резервистов, что постепенно истощало финансовые ресурсы молодого государства. Недаром та, необъявленная война, получила название Войны на истощение.

В те непростые дни иерусалимский раввин Менахем-Мендель Гефнер изучал мидраш, древние комментарии к книге Теиллим. «С того дня, как был разрушен Храм, что ни день, то очередное проклятие», — прочел он. Однако следующая строчка настроила Гефнера на оптимистический лад: «Сказал рав Аха: за чей счет нам удается выстоять? За счет коэнов».

Раввин Гефнер, человек ученый, продолжил ассоциативную цепочку. На память ему пришла цитата из Вавилонского Талмуда. В трактате «Хулин» сказано, что слова благословения, произнесенные коэнами, получают одобрение Всевышнего.

Энциклопедически подкованный иерусалимец пришел к мысли, что массовый обряд благословения, совершенный потомками Аарона, поможет еврейскому народу выстоять в очередной войне.

Сколько? Где? Когда?

Гефнер рассказал о своей идее друзьям, а они, в свою очередь, напомнили ему несколько исторических фактов, убедивших раввина в правильности своих идей. В книге «Диврей а-ямим» рассказывается о похожей церемонии, которая состоялась в дни правления царя Хизкиягу: «И встали коэны и левиты, и благословили народ. И услышен был голос их, и взошла молитва их в святую Его обитель на небесах». Позднее, в эпоху гаонов, духовный лидер еврейского народа рав Ай Гаон инициировал шествие коэнов вокруг Масличиной горы. Он считал, что такая церемония могла поспособствовать приходу Машиаха.

Похожее мнение встречается и в книге средневекового каббалиста рабби Эльазара Рокеаха из Вормса. Рабби Эльазар упоминает конкретное число участников церемонии: «Если бы 300 коэнов пришли к Масличной горе и произнесли благословение, пришел бы Машиах».

После беседы с друзьями раввин Менахем-Мендель Гефнер окончательно убедился в верности своих идей. Нерешенным остался последний вопрос, географический: где именно следует собрать потомков Аарона? У Стены Плача, как во времена Хизкиягу, или у Масличной горы?

Идея провести массовое благословение у склона Масличной горы отпала сама собой. Изучив местность, Гефнер пришел к выводу, что могилы, которыми буквально усеяна гора, делают нахождение коэнов на близлежащей территории затруднительным. Ведь, как известно, им запрещено посещать кладбища. Кроме того, в эпоху рава Ай Гаона Стена Плача находилась в плачевном состоянии — она была погребена под грудами мусора практически целиком. Раввин Гефнер справедливо предположил, что именно за неимением доступа к Стене Плача рав Ай Гаон выбрал для проведения церемонии Масличную гору.

Ид аль-Гефнер

Итак, место выбрано. Дело за малым — назначить день, в который будет совершено массовое благословение, а также заручиться согласием 300 коэнов.

Вторник, третий день еврейской недели, которая традиционно начинается с воскресенья, издавна считался благоприятным для различного рода начинаний днем. Причиной тому служит предложение «И видел Б-г, что хорошо», которое дважды упоминается в описании третьего дня Творения.

На дворе стоял 5731 (1971) год. В тот год 3-е кислева выпадало на вторник. Третий день третьего месяца в третий день недели — идеальная дата для столь важного мероприятия, как благословение коэнов. С их количеством, как вскоре выяснилось, проблем не было: многочисленные раввины, главы ешив и лидеры хасидских дворов с восторгом встретили инициативу Гефнера и сообщили о ней знакомым коэнам.

Рано утром, 3-го кислева, площадь перед Стеной Плача заполонили люди в белых талитах. Арабы недоуменно взирали на религиозных евреев, колоннами двигающихся в Старый город. По обрывкам фраз, доносившихся тут и там, они решили, что сегодня отмечается какой-то новый праздник, «Ид аль-Гефнер», «Праздник Гефнера»…

Церемония благословения коэнов произвела огромнейшее впечатление на присутствующих. Люди плакали от радости, вспоминая древние пророчества о возвращении евреев в Эрец-Исраэль и сопутствующее ему духовное возрождение.

Постепенно сформировался своеобразный график благословения коэнов. Дважды в год, во второй день «холь а-моэд», полупраздничных дней праздников Песах и Суккот, молящиеся у Стены Плача становятся свидетелями этой торжественной и одновременно трогательной церемонии. Когда коэны закутываются в талиты и поворачиваются лицом к молящимся, кажется, что их слова отзываются эхом не только в Иерусалиме, но и во всем мире: «Да благословит тебя Г-сподь и сохранит! Да озарит для тебя Г-сподь свое лицо и окажет тебе милость!..»


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.