Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Люби укоряющих и ненавидь хвалящих, ибо эти приведут тебя к жизни в будущем мире, а те сживут тебя со свету»Авот де-раби Натан 29, 1

ПРАЗДНОВАТЬ субботу и пребывать в ПОКОЕ? Ведь празднование и покой мало совместимы?

Темы: Суббота, Раби Акива, Моше Абрамович

Отложить Отложено

Уважаемый рав, в Торе заповедано ПРАЗДНОВАТЬ субботу. Что означает это слово в точном переводе? Есть ли у него другие, может быть, похожие значения? И что значит соблюдать ПОКОЙ? Ведь в каком-то смысле празднование и покой мало совместимы. Я понимаю субботу как день, когда нельзя работать и делать дела, дающие какой-то результат. Но можно ли сюда отнести прогулку, поездку за город, посещение кино, ресторана или какие-либо развлечения? Не является ли все это именно празднованием субботы и отделением ее от будней? Спасибо. К.

Отвечает рав Моше Абрамович

Уважаемый К.!

Из Вашего вопроса видно, что Вы и сами чувствуете, что Суббота это не выходной день, не день развлечений и активного отдыха.

Одна из десяти заповедей на скрижалях, полученных на горе Синай, содержит указание Всевышнего помнить день субботний и освящать его. Как освящать? Там же на скрижалях — шесть дней работай («занимайся ремеслом»), но не в седьмой субботний день, поскольку за шесть дней Всевышний сотворил небо и землю и отдыхал в седьмой день, и благословил его, и освятил его. Поэтому не только ремесло запрещено, но и поведение в этот день должно быть особенным, непохожим на поведение в будние дни. Мы как бы выделяем этот особенный день из дней недели, а в отделении — святость.

В чём же «особость» субботы? Похожий вопрос задал римский вельможа Турнус Руфус раби Акиве — откуда вы знаете, что ваш «субботний день» — это суббота? Может, вы сбились со счёта? На это раби Акива привёл ему три доказательства, что суббота это особое творение Всевышнего и ошибиться невозможно: река Самбатьон докажет — шесть дней недели она бурлит, а в субботу спокойна. Вызывающие духов не устраивают «сеансов» в субботу, поскольку духи не являются в субботу. И ещё сказал ему рабби Акива: могила твоего отца докажет, поскольку во все дни дым поднимается от могилы отца твоего, т.к. он мучается в Геиноме (аду), а в субботу дым не идёт, так как в этот день и грешники в Геиноме отдыхают.

Как же соблюдение субботы, которое со стороны кажется таким скучным, превращается в праздник? В Талмуде сказано: Суббота — одна шестидесятая часть Будущего мира. И каждый чувствует это — кто больше, кто меньше. Рассказывают о гениальном раби Исраэле из Ружина: когда он был подростком и учился в хедере, услышал от ребе закон, как поступать, если люди идут по пустыне, сбились со счета дней и не знают, когда наступит суббота. Когда ребе закончил урок, Раби Исраэль спросил его: если они идут по пустыне, то, конечно, у них есть вода; как же они не знают, когда наступит суббота — ведь в субботу вода другая?!

Подготовка к субботе выглядит как поспешные ходы шахматиста в глубоком цейтноте: дом, одежда, еда на три трапезы, мужчины убегают в синагогу, жена не успевает пораньше зажечь свечи… И вдруг всё останавливается — муж чинно возвращается в сопровождении сыновей и двух ангелов, как мы знаем, и добрый ангел благословляет дом, готовый к субботе, а недобрый ангел вынужден ответить «Амен». И муж прославляет жену словами царя Шломо (Соломона) — Суббота входит в дом.

И там где нет места нарушению законов субботы — происходит действительно непредставимое совмещение покоя и праздника.

С уважением, Моше Абрамович

Материалы по теме


Как объясняет рав дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением. Читать дальше