Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему царь Давид сказал: «Горе мне, что я пребываю у Мосоха…»?

Темы: Танах, Галут, Пророчество, Давид, Теилим, Моше Абрамович, Значение слов в Торе

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый ребе! Не могли бы Вы прокомментировать или прислать обширный комментарий к стиху Псалом 120:5: «Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских». Спасибо, с уважением, Е.

Отвечает рав Моше Абрамович

Уважаемая Е.,

Спасибо за хороший вопрос! Поскольку слово царя Давида пророческое, оно несёт информацию о разных исторических событиях — в прошлом или будущем, и хороший пример этому — стих, который Вы выбрали (Тэилим 120, 5: «Горе мне, что жил я с Мэшэхом, обитал у шатров Кэйдара»).

Здесь есть и намёк на прошлое — Раби Натан-Нотэ Шапира в своей книге Мэгалэ Амукот пишет, что слова «Горе мне, что жил я (гарти) долго (мэшэх)» намекают на 20 лет тяжёлой жизни Яакова у Лавана. Как сообщает Яаков Эсаву: «Я жил с Лаваном (им Лаван гарти)».

И там родился Йосеф, ставший причиной других страданий Яакова, на что намекает продолжение стиха: «обитал у шатров Кэйдара». Где «шатры Кэйдара» — потомки Ишмаэля: Йосеф был продан торговцам, сыновьям Ишмаэля. Тема этой главы Тэилим — злословие, и продажа Йосефа была следствием злословия.

Здесь есть и намёк на переживания самого царя Давида. Мальбим комментирует этот стих так: горе мне от врагов моих — Мэшэха и Кейдара, которые находятся у границ моих и нападают вероломно, но гораздо больнее мне видеть тех из моего народа, кто ненавидит мир и, когда я стараюсь установить с ними мир, отвечают мне войной. Сколько горечи в словах царя Давида в 122-ой главе Тэилим, которая как бы продолжает эту тему: «Радовался я, когда сказали мне: в дом Всевышнего пойдём». Раби Йешуа бен-Леви объясняет — сказал Давид Всевышнему: «Повелитель мира, слышал я, что говорили: “Когда умрёт этот старец, и придёт сын его Шломо, и построит Храм, и взойдём на Храмовую гору?”, и радовался». Не было им дано постигнуть святость царя Давида.

Здесь есть и намёк на будущее «Горе мне, что жил я в изгнании долгом (мэшэх)» — это четвёртое изгнание (Эдом), среди потомков Эсава и среди потомков Ишмаэля (шатры Кэйдара). «Но гораздо больнее мне, когда в моём народе относятся ко мне с ненавистью. Я ищу мира с ними в служении Всевышнему. Но они отвечают мне войной».

Как это актуально!

С уважением, Моше Абрамович

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).