Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что должно было проститься Каину? Грех первородный или что-то другое?

Темы: Злое начало, Первородный грех, Грех, Жертвоприношение, Каин, Овадья Климовский

Отложить Отложено

6. И сказал Господь Каину: Почему досадно тебе и почему поникло твое лицо? 7. Ведь если будешь добро творить, простится (тебе), а если не будешь творить добро, при входе грех лежит, и к тебе его влечение — ты же властвуй над ним… Немного сбит с толку. 1) «Если будешь творить добро, простится тебе» — простится что? Грех первородный или что-то другое? 2) «если не будешь творить добро, при входе грех лежит, и к тебе его влечение — ты же властвуй над ним» — если я не творю добро, но властвую над грехом, лежащим у порога сердца, тогда что, тоже простится или какой-то другой смысл? Павел

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Павел!

  1. Так называемый первородный грех имеет отношение к Каину не более чем к любому из людей. Этот грех совершил его отец, он и должен был исправлять содеянное. Единственное, в чем это отразилось на всех людях, это в том, что они стали смертными после того, как Адам и Хава отведали запретного плода. Каину же было сказано: «Если ты станешь лучше…». Здесь существуют различные объяснения комментаторов: Раши и многие другие объясняют так, как Вы привели: «будешь делать добро, простится тебе». В то время Каину еще нечего было прощать, кроме одного, но очень важного упущения — он принес Всевышнему в жертву маленькое зернышко, считая излишним приносить Ему что-либо более существенное. Поступив так, Каин проявил полное непонимание сути корбана — жертвы. Ведь корбан должен лэкарэв — приближать человека к Творцу, а для этого необходимо отдать Ему что-то дорогое для себя. Это укрепляет в сердце знание о том, что на самом деле абсолютно все принадлежит Ему, так что фактически мы ничего и не «отдаем».

Но есть и другие варианты объяснений. Например, Рашбам комментирует эти слова так: если ты станешь на верный путь, то с немногими своими прегрешениями сможешь справиться. Подразумевается, что человек, находясь на правильном пути, даже если иногда и грешит, найдет в себе силы исправить ошибки. Но для того, кто изначально вступает на дурной путь, — исправление становится очень тяжелой задачей.

Другие комментаторы говорят, что Всевышний обещал Каину Свое благоволение, если его поведение изменится — слово сэт буквально означает «нести». То есть Творец может «нести» грехи человека, если тот раскаивается в них.

Приводится и простое понимание текста — если ты принесешь лучшую жертву — она будет принята с не меньшим благоволением, чем жертва Эвеля.

  1. Смысл этого отрывка в том, что дурное начало как бы «лежит у входа» человеческой личности — то есть, оно постоянно пытается повлиять на мысли и поступки человека. И чем больше человек поддается ему, тем большую власть над ним оно приобретает. Но человек не может оправдаться тем, что у него не было сил справиться с соблазном — ведь изначально он «лежит у дверей», как послушная собачка, и при желании всегда можно с ним совладать — «ты же властвуй над ним». И если человек преуспел в этом, не понадобится и прощение, ведь он не согрешит. Однако следует заметить, что отказ творить добро — результат все той же работы дурного начала…

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше