Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему царь Шломо не побоялся обратиться к царю демонов? Считал себя неуязвимым?

Темы: Мудрость, Шломо, Танах, Моше Абрамович, Бесы

Отложить Отложено

Уважаемый рав, почему царь Шломо при всей своей мудрости не побоялся обратиться к Ашмедаю (царю демонов) за помощью найти Шамира (см. ниже)? Попросил ли царь Шломо коэнов, чтоб они молили о том, как найти Шамира, самого Творца? Царь Шломо считал себя неуязвимым? Если Ашем сделал для евреев столько великих чудес, неужели Ашему трудно было бы научить своих служителей, как найти Шамир для обработки камней Храма? И, вообще, Шамир — это ангел или демон? Или нечто нейтральное?

Я из начинающих интересоваться еврейской традицией. Многое непонятно. На лекциях иногда рассказывают совершенно удивительные истории. Как, например, история со времён Второго Храма о том, как раввины попросили Ашмедая помочь им уговорить римского чиновника не воевать с евреями. Они согласились на том, что Ашмедай вселится в дочь чиновника (или императора, не помню). И когда девушка начнёт бесноваться, раввины помолятся ей на ухо и Ашмедай отпустит её. Так и было. Демон начал мучить девушку к ужасу всех присутствующих, пока раввины не помолились. Почему те раввины и царь Шломо не боялись царя демонов??? Что за просьбы помощи нечистому? Спасибо. М.

Отвечает рав Моше Абрамович

Уважаемая М.!

Сначала поясним, что это за Шамир. Это существо величиной с ячменное зерно. Оно, двигаясь по начерченной линии, рассекает — как лазерным лучом — твёрдые камни, и им пользовался Моше рабейну, чтобы вырезать буквы на камнях одеяния первосвященника.

В Талмуде (Гитин 68) рассказывается, что царь Шломо обратился за советом к мудрецам Торы — как достать Шамира для строительства Храма. Ведь и камни Храма нуждались в Шамире: их не должны были касаться железные орудия. Ему посоветовали использовать двух бесов, находившихся у него в подчинении. Напомним, царь Шломо благодаря своей мудрости и праведности вышел на высочайший уровень царствования, ему подчинялись творения и на земле, и в верхних мирах, о чём сказано в Талмуде (Сангедрин 20). Бесы сообщили, что, наверное, знает об этом их царь Ашмедай. Мидраш подробно рассказывает, как Бнояу, верный и бесстрашный воин царя Шломо, привёл Ашмедая. Всё время, пока на Ашмедае была цепь, скреплённая кольцом с выгравированным на нём Именем Всевышнего, он был во власти царя Шломо. Ашмедай открыл, где находится Шамир, и тот оказался в руках царя Шломо.

Вторая история, которую Вы упоминаете, приводится в Талмуде (Меила 17). Римская империя начала гонения на еврейский народ: было запрещено соблюдать субботу, хранить чистоту интимных отношений и делать обрезание. Тогда было решено послать к римскому императору рабби Шимона бар-Йохая, автора каббалистической книги Зоар. С ним не раз случались чудеса, и мудрецы надеялись, что ему удастся отменить приговор. Он взял с собой рабби Элазара, сына рабби Йоси, и отправился в путь. И здесь Всевышний помог им: навстречу им вышел бес по имени Бен-Тамлион и предложил свои услуги. План действий был утвержден, Бен-Тамлион вселился в дочь императора, и она, понятно, «взбесилась». И требовала, чтобы к ней привели рабби Шимона бар-Йохая. Что и было сделано. Тогда рабби Шимон тихо произнёс: «Бен-Тамлион, выйди, Бен-Тамлион, выйди» — и за чудесное избавление император отменил гонения на евреев.

Теперь относительно вашего удивления «почему не боялись?». Изначально, до греха первого человека, людям было предназначено управлять духовными силами. Поэтому чем выше уровень праведности человека, его служения Всевышнему, тем больше проявляется его власть над всеми творениями. Ну, а в полную меру это превосходство проявится только в Будущем мире, куда войдут только праведники, чего желаю всем, кто к этому стремится.

С уважением, Моше Абрамович

Материалы по теме


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше