Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Раби Акива не помог своим ученикам справиться с тщеславием и неуважением к ближнему?

Темы: Рав Реувен Куклин, Свобода выбора, Уважение, Раби Акива, Хизкияу, Упрек

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый рав Реувен! Если тысячи учеников р. Акивы при их уровне мудрости и духовности были сильно связаны с материальным миром и не уважали друг друга, т.е. свои постижения в области мудрости и духовности ставили выше других, то возникает вопрос. Видя в своих учениках эту серьёзную поражённость души самолюбием, тщеславием и неуважением к ближнему, тем более — при их уровне духовности, почему р. Акива не помог им с этим справиться? Почему своим примером и наставлениями, например, из притч Шеломо: «Явится высокомерие — явится и посрамление; у смиренных же — мудрость» (11:2); «От высокомерия только раздор происходит, а у советующихся — мудрость» (13:10); «Во рту у глупого — бич гордыни, но уста мудрых берегут их» (14:3); «Пред сокрушением — гордость, и пред падением — высокомерие. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (16:18—19); «Высокомерие человека унижает его, а смиренный духом стяжает честь» (29:23), он не научил своих учеников уважать и любить ближнего, который, по их мнению, не столь мудр и духовен, как они? Я нисколько не считаю себя имеющим право судить педагогический дар р. Акивы (лишь пытаюсь понять), но когда врач взялся лечить 24 тысячи больных (материальностью) и не смог им помочь (все умерли) — я бы побоялся обращаться к такому врачу… Почему р. Акива не смог помочь своим мудрым (самым большим мудрецам того времени) и высокодуховным ученикам научиться любить и уважать ближнего, когда сам же говорил, что в этом — мудрость и суть Торы, или почему его мудрые ученики не были на это способны? Помогите понять. С уважением, Михаил

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Михаил,

Вы задаёте важный и правильный вопрос. Ответ на него можно разделить на две основные части:

  • 1. Грех учеников рабби Акивы не был так велик. Они, несомненно, на деле почитали друг друга. Недостаток был в их сердце: в глубине души они не испытывали друг к другу достаточного уважения. Поэтому Раби Акиве было не просто распознать его. Более того, его ученики, конечно же, и в сердце уважали друг друга. Но по их духовному уровню этого не было достаточно. И с них «спросили» в соответствии с их уровнем. Ведь с каждого человека спрашивают в соответствии с его уровнем (к праведнику, например, требования гораздо выше, и к мудрому человеку требования — согласно его мудрости). Мудрецы говорят (трактат Йевамот 121 б), что Всевышний строго спрашивает с праведников за мельчайшее прегрешение — медакдэк им цадиким кэ-хут а-сэара.
  • 2. Не всегда человек может повлиять на другого своими обличениями, какими бы истинными они бы ни были. Ведь у каждого есть свобода выбора — прислушаться к словам наставника или нет. Говорит царь Шломо (Мишлей 10, 20): «Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых ничтожно». Рабейну Йона в книге Шаарэй Тшува (2-ая часть) так объясняет этот стих: «Поучение праведника чисто, без примесей, и слова его [тщательно] подобраны, но сердце грешников, слушающих это поучение, [принимает его] на одно мгновение». Возможно, Раби Акива пытался повлиять на своих учеников, но те не приняли его наставления. Нечто подобное Талмуд (Сангедрин 101 б) сообщает и о царе Хизкиягу, о котором сказано (Мишлей 25, 1), что он научил притчам царя Шломо всех людей своего поколения: «Возможно ли, что всё поколение он научил мусару (нравственности),а собственного сына — нет?» — спрашивает Талмуд. Несомненно, что и своего сына, Менаше, царь учил мусару. Но сын не послушал отца и пошёл по дурному пути, как сказано (Мелахим II 21, 16): «И ещё пролил Менаше очень много невинной крови, так что наполнился (ею) Йерушалаим от края до края, кроме того греха, в который он ввёл Йеуду — делать то, что есть зло в очах Господа».
  • С уважением, Реувен Куклин

    Читайте: полный тематический обзор Раби Акива

    Материалы по теме

    Есть ли свобода выбора?

    Мирьям Климовская

    Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?

    Пути праведников. Стыд

    Орхот Цадиким,
    из цикла «Орхот цадиким»

    Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».

    Предопределение и свободная воля

    Акива Татц,
    из цикла «Маска Вселенной»

    Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

    Береги свою речь. Как не слушать лашон-ара?

    Рав Зелиг Плискин,
    из цикла «Береги свою речь»

    Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"


    Светится лицо человека, который всегда радостен, от него исходит свет, здорово тело его, и старость не приходит к нему быстро, как сказано: «Радостное сердце освещает мир». Читать дальше