Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Дни Машиаха — это продолжение земной истории, все законы природы сохранят своё действие, но только восстановится царство в Израиле»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 9, 2

Почему Раби Акива не помог своим ученикам справиться с тщеславием и неуважением к ближнему?

Темы: Свобода выбора, Уважение, Раби Акива, Упрек

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый рав Реувен! Если тысячи учеников р. Акивы при их уровне мудрости и духовности были сильно связаны с материальным миром и не уважали друг друга, т.е. свои постижения в области мудрости и духовности ставили выше других, то возникает вопрос. Видя в своих учениках эту серьёзную поражённость души самолюбием, тщеславием и неуважением к ближнему, тем более — при их уровне духовности, почему р. Акива не помог им с этим справиться? Почему своим примером и наставлениями, например, из притч Шеломо: «Явится высокомерие — явится и посрамление; у смиренных же — мудрость» (11:2); «От высокомерия только раздор происходит, а у советующихся — мудрость» (13:10); «Во рту у глупого — бич гордыни, но уста мудрых берегут их» (14:3); «Пред сокрушением — гордость, и пред падением — высокомерие. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (16:18—19); «Высокомерие человека унижает его, а смиренный духом стяжает честь» (29:23), он не научил своих учеников уважать и любить ближнего, который, по их мнению, не столь мудр и духовен, как они? Я нисколько не считаю себя имеющим право судить педагогический дар р. Акивы (лишь пытаюсь понять), но когда врач взялся лечить 24 тысячи больных (материальностью) и не смог им помочь (все умерли) — я бы побоялся обращаться к такому врачу… Почему р. Акива не смог помочь своим мудрым (самым большим мудрецам того времени) и высокодуховным ученикам научиться любить и уважать ближнего, когда сам же говорил, что в этом — мудрость и суть Торы, или почему его мудрые ученики не были на это способны? Помогите понять. С уважением, Михаил

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Михаил,

Вы задаёте важный и правильный вопрос. Ответ на него можно разделить на две основные части:

  • 1. Грех учеников рабби Акивы не был так велик. Они, несомненно, на деле почитали друг друга. Недостаток был в их сердце: в глубине души они не испытывали друг к другу достаточного уважения. Поэтому Раби Акиве было не просто распознать его. Более того, его ученики, конечно же, и в сердце уважали друг друга. Но по их духовному уровню этого не было достаточно. И с них «спросили» в соответствии с их уровнем. Ведь с каждого человека спрашивают в соответствии с его уровнем (к праведнику, например, требования гораздо выше, и к мудрому человеку требования — согласно его мудрости). Мудрецы говорят (трактат Йевамот 121 б), что Всевышний строго спрашивает с праведников за мельчайшее прегрешение — медакдэк им цадиким кэ-хут а-сэара.
  • 2. Не всегда человек может повлиять на другого своими обличениями, какими бы истинными они бы ни были. Ведь у каждого есть свобода выбора — прислушаться к словам наставника или нет. Говорит царь Шломо (Мишлей 10, 20): «Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых ничтожно». Рабейну Йона в книге Шаарэй Тшува (2-ая часть) так объясняет этот стих: «Поучение праведника чисто, без примесей, и слова его [тщательно] подобраны, но сердце грешников, слушающих это поучение, [принимает его] на одно мгновение». Возможно, Раби Акива пытался повлиять на своих учеников, но те не приняли его наставления. Нечто подобное Талмуд (Сангедрин 101 б) сообщает и о царе Хизкиягу, о котором сказано (Мишлей 25, 1), что он научил притчам царя Шломо всех людей своего поколения: «Возможно ли, что всё поколение он научил мусару (нравственности),а собственного сына — нет?» — спрашивает Талмуд. Несомненно, что и своего сына, Менаше, царь учил мусару. Но сын не послушал отца и пошёл по дурному пути, как сказано (Мелахим II 21, 16): «И ещё пролил Менаше очень много невинной крови, так что наполнился (ею) Йерушалаим от края до края, кроме того греха, в который он ввёл Йеуду — делать то, что есть зло в очах Господа».
  • С уважением, Реувен Куклин

    Материалы по теме


    Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше