Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Поминальные молитвы (Кадиш Ятом) появились в средние века в Европе в связи с гонениями?

Темы: Кадиш, Траур, Молитва, Давид Вертлиб, Имя Творца

Отложить Отложено

Уважаемый рав! Правда ли, что поминальные молитвы (Каддиш ятом) появились в эпоху средних веков в Европе в связи с гонениями? Так поздно! Тогда получается, что они — это, скорее, влияние неевреевских поминовений? Что отвечать на такие аргументы, и почему Тора молчит о правилах посещения кладбищ и поминовениях? И другой, связанный с этим вопрос: в чем сам смысл поминовений? Только уважение и почтение к умершему или что-то еще? Спасибо!

Отвечает рав Давид-Йеуда Вертлиб

Кадиш упоминается в различных местах в Гемаре. Например, в Брахот 34 приводится рассказ о раби Йосей, который зашел помолиться в развалины Иерусалима и встретил там пророка Элияу, который спросил его, не слышал ли он в развалинах голос. Раби Йосей ответил, что слышал голос, подобный воркованию голубки, который говорил: «О, горе сыновьям, из-за грехов их Я разрушил Свой дом, и сжег святилище Свое, и изгнал их среди народов». И сказал ему Элияу: «Клянусь, что не только ночью в это время (говорит так голос), а каждый день три раза говорит это голос с Неба, и не только тогда, когда евреи собираются в домах учения и в домах собрания и отвечают (в Кадише): “Да будет Его великое имя благословенно”. И тогда Благословенный Творец качает головой (не следует понимать буквально) и говорит: “Счастлив Царь, которого прославляли в Храме, и как плохо Отцу, Который изгнал своих сыновей, и горе сыновьям, изгнанным от Отцовского стола…”». Имеется в виду, что Вс-вышний справедливо наказал еврейский народ за грехи — разрушением Храма и изгнанием, однако Он желает, чтобы евреи больше не грешили и удостоились вернуться и отстроить Храм. Во время восхваления Творца в синагогах (во время чтения Кадиша) Он сожалеет, что это восхваление не полное, как тогда, когда Он пребывал с евреями в Храме.

Также приводится в Гемаре Шабат 119 б. Сказал раби Йеошуа бен-Леви: «Каждому, кто отвечает “Амен! Да будет Его великое имя благословенно во веки веков” громко и с каваной, — отменяют на Небесах суровый приговор».

Пишет Тур (рабейну Яаков): «“Возвеличен и освящен” — на основании стиха “И возвеличился и освятился Я в глазах народов” (Йехезкель 38.23). Этот стих говорит о войне Гога и Магога, что тогда возвеличится Имя Творца, как сказано у пророка Захарии 14.9: “В этот день будет Б-г один и Имя Его одно”».

«“Его великое Имя” — есть неполное Имя י — ה. Когда мы произносим великое двухбуквенное Имя Творца י-ה, мы молим о четырехбуквенном имени Творца — י — ה, которое увеличится, и освятится, и снова станет полным в момент Избавления, когда отмстится Амалеку, о котором поклялся Творец, что не будет Его Имя полным, пока не отомстит ему (Амалеку), как сказано: כי יד על כס י-ה» (Древний сидур рава Амрама и махзор Витри, сидур Саадии Гаона).

Я не нашел никаких оснований считать, что Кадиш по умершим не читали до эпохи средних веков.

Смерть в еврейском понимании — это не завершение жизни как таковой, а переход на другой, более высокий уровень. Произнося Кадиш, мы как бы декларируем Б-жественное правосудие, говоря, что все предначертания, данные человеку свыше, полностью выверяются, исходя из поступков человека, и нет ничего случайного, и все от Творца и для нашего же блага. По Каббале, в течение примерно года после смерти человека на земле остается некий духовный след, и умерший в это время проходит большое испытание и испытывает страдание от очищения. Произнося в это время Кадиш за человека, мы как бы облегчаем его страдания. После года Кадиш читается лишь в годовщину смерти, так как каждый год душа переходит на более высокий духовный уровень, и чтение Кадиша необходимо для облегчения этого перехода.

В Танахе, Мишне и Талмуде неоднократно упоминаются законы скорби по умершим. В том или ином виде эти законы были заимствованы у евреев практически всеми другими религиями (а не наоборот). Евреи, пережив могучие империи и культуры, из поколения в поколение на протяжении тысяч лет скрупулезно соблюдают эти законы. Даже ассимилированные евреи, которые отошли от соблюдения многих других заповедей, как правило, соблюдают законы траура и читают Кадиш по умершим. Все это лишь напоминает нам о том, что законы траура не созданы людьми, как некий обычай, который забывается спустя время. Эти законы нам были продиктованы Б-жественной волей на горе Синай.

С уважением, Давид Вертлиб

Материалы по теме


На заре своей истории еврейский народ состоял из 12-ти колен, прародителями которых считаются 12 сыновей Яакова. Каждое колено обладало своей уникальной особенностью. Читать дальше