Темы: Кадиш, Траур, Молитва, Давид Вертлиб, Имя Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав! Правда ли, что поминальные молитвы (Каддиш ятом) появились в эпоху средних веков в Европе в связи с гонениями? Так поздно! Тогда получается, что они — это, скорее, влияние неевреевских поминовений? Что отвечать на такие аргументы, и почему Тора молчит о правилах посещения кладбищ и поминовениях? И другой, связанный с этим вопрос: в чем сам смысл поминовений? Только уважение и почтение к умершему или что-то еще? Спасибо!
Кадиш упоминается в различных местах в Гемаре. Например, в Брахот 34 приводится рассказ о раби Йосей, который зашел помолиться в развалины Иерусалима и встретил там пророка Элияу, который спросил его, не слышал ли он в развалинах голос. Раби Йосей ответил, что слышал голос, подобный воркованию голубки, который говорил: «О, горе сыновьям, из-за грехов их Я разрушил Свой дом, и сжег святилище Свое, и изгнал их среди народов». И сказал ему Элияу: «Клянусь, что не только ночью в это время (говорит так голос), а каждый день три раза говорит это голос с Неба, и не только тогда, когда евреи собираются в домах учения и в домах собрания и отвечают (в Кадише): “Да будет Его великое имя благословенно”. И тогда Благословенный Творец качает головой (не следует понимать буквально) и говорит: “Счастлив Царь, которого прославляли в Храме, и как плохо Отцу, Который изгнал своих сыновей, и горе сыновьям, изгнанным от Отцовского стола…”». Имеется в виду, что Вс-вышний справедливо наказал еврейский народ за грехи — разрушением Храма и изгнанием, однако Он желает, чтобы евреи больше не грешили и удостоились вернуться и отстроить Храм. Во время восхваления Творца в синагогах (во время чтения Кадиша) Он сожалеет, что это восхваление не полное, как тогда, когда Он пребывал с евреями в Храме.
Также приводится в Гемаре Шабат 119 б. Сказал раби Йеошуа бен-Леви: «Каждому, кто отвечает “Амен! Да будет Его великое имя благословенно во веки веков” громко и с каваной, — отменяют на Небесах суровый приговор».
Пишет Тур (рабейну Яаков): «“Возвеличен и освящен” — на основании стиха “И возвеличился и освятился Я в глазах народов” (Йехезкель 38.23). Этот стих говорит о войне Гога и Магога, что тогда возвеличится Имя Творца, как сказано у пророка Захарии 14.9: “В этот день будет Б-г один и Имя Его одно”».
«“Его великое Имя” — есть неполное Имя י — ה. Когда мы произносим великое двухбуквенное Имя Творца י-ה, мы молим о четырехбуквенном имени Творца — י — ה, которое увеличится, и освятится, и снова станет полным в момент Избавления, когда отмстится Амалеку, о котором поклялся Творец, что не будет Его Имя полным, пока не отомстит ему (Амалеку), как сказано: כי יד על כס י-ה» (Древний сидур рава Амрама и махзор Витри, сидур Саадии Гаона).
Я не нашел никаких оснований считать, что Кадиш по умершим не читали до эпохи средних веков.
Смерть в еврейском понимании — это не завершение жизни как таковой, а переход на другой, более высокий уровень. Произнося Кадиш, мы как бы декларируем Б-жественное правосудие, говоря, что все предначертания, данные человеку свыше, полностью выверяются, исходя из поступков человека, и нет ничего случайного, и все от Творца и для нашего же блага. По Каббале, в течение примерно года после смерти человека на земле остается некий духовный след, и умерший в это время проходит большое испытание и испытывает страдание от очищения. Произнося в это время Кадиш за человека, мы как бы облегчаем его страдания. После года Кадиш читается лишь в годовщину смерти, так как каждый год душа переходит на более высокий духовный уровень, и чтение Кадиша необходимо для облегчения этого перехода.
В Танахе, Мишне и Талмуде неоднократно упоминаются законы скорби по умершим. В том или ином виде эти законы были заимствованы у евреев практически всеми другими религиями (а не наоборот). Евреи, пережив могучие империи и культуры, из поколения в поколение на протяжении тысяч лет скрупулезно соблюдают эти законы. Даже ассимилированные евреи, которые отошли от соблюдения многих других заповедей, как правило, соблюдают законы траура и читают Кадиш по умершим. Все это лишь напоминает нам о том, что законы траура не созданы людьми, как некий обычай, который забывается спустя время. Эти законы нам были продиктованы Б-жественной волей на горе Синай.
С уважением, Давид Вертлиб
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Бенцион Зильбер
У меня погибла сестра...
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Что такое изгнание?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Rabbi, ist das koscher?
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Рав Бенцион Зильбер
Значит, это Имя всё-таки возможно произнести?
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Реувен Куклин
Почему читаем не так, как написано?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Бенцион Зильбер
Если я в Шахарит произнесу Кадиш большее число раз, то можно молиться в Маарив без миньяна?
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Что говорит Шульхан Арух?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Ваикра»
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Этот тест прошли 97 раз
Вопросы для цикла уроков рава Моше Пантелята по книге Торы Ваикра
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»