Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Деньги, отделяемые на милостыню, не следует тратить на выполнение заповедей, как, например, на покупку свечей для синагоги или других вещей, нужных для выполнения заповедей; эти деньги следует только отдавать бедным.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Хотел бы иметь своеобразную «Памятку для музыканта»: в какие дни, как и что можно петь и играть?

Темы: Еврейский календарь, Траур, Работа, Музыка, Рав Давид-Йеуда Вертлиб

Отложить Отложено

Хотел бы иметь своеобразную «Памятку для музыканта»: в какие дни, как и что можно петь и играть. Благодарю заранее за ответ. Ариэль

Отвечает рав Давид-Йеуда Вертлиб

Уважаемый Ариэль,

В нашей Традиции существует ряд ограничений и запретов, связанных с памятью о различных печальных и трагических событиях в истории еврейского народа. В память о них в определённые периоды мы соблюдаем некоторые законы траура, «уменьшаем» радость, и постановления наших мудрецов и обычаи направляют нас в этом. Прослушивание музыки, пение и игра на музыкальных инструментах доставляют радость, поэтому ограничения распространяются и на это. Хотя, конечно, сразу следует оговорить, о ком идет речь: о любителе — человеке, который занимается музыкой ради удовольствия, или профессиональном музыканте, для которого музыка является источником дохода.

Кроме субботы и праздников, когда существует прямой запрет играть на музыкальных инструментах и прослушивать музыку в записи, ограничения на занятия музыкой распространяются на период между 17 тамуза и 9 ава — это период осады и разрушения Первого и Второго Храмов, а также на время сфират а-омер — период между праздниками Песах и Шавуот, когда еврейский народ потерял тысячи выдающихся знатоков Торы — учеников раби Акивы.

Что касается сфират а-омер, в разных общинах существуют разные обычаи. Наиболее распространены два из них. Некоторые не начинают траур до начала месяца ияр, а с новомесячья ияр скорбят до Шавуота (некоторые прекращают траур за 3 дня до Шавуота). Исключение составляет Лаг ба Омер — 33-ий день омера. По другому обычаю траурные дни начинаются сразу после Песаха и заканчиваются на 34-ый день омера. В эти дни на музыкальных инструментах запрещено играть любителю или профессионалу, который нерегулярно занимается музыкой. Профессиональному же музыканту, основное занятие которого — музыка, разрешается играть и репетировать. Также разрешается преподавать ради заработка и обучаться музыке, если речь идет о профессиональном обучении (Игрот Моше, ч.3, п.87). В любом случае, даже если игра на инструменте разрешена, следует постараться по возможности сократить участие в публичных мероприятиях, доставляющих радость, например, посещение увеселительных вечеров с песнями и танцами с музыкальным сопровождением. Петь или слушать пение, не сопровождающееся игрой на музыкальных инструментах, большинство законоучителей разрешает, лишь некоторые поским запрещают это. Однако многие стараются не петь и не слушать музыку в дни счета омера и бейн а-мецарим, особенно, если это музыка веселая, под которую тянет танцевать.

Разрешается напевать во время молитвы и изучения Торы, так как это может усилить кавану (сосредоточение). Также можно петь во время трапез, связанных с выполнением заповедей, например, с обрезанием, выкупом первенца, окончанием изучения трактата Талмуда и т.п. Некоторые законоучители считают, что на такие трапезы можно приглашать музыкантов, некоторые — запрещают. Также нельзя устраивать репетиции праздничных мероприятий с музыкой, песнями и танцами, которые будут проходить после траурных дней.

Все сказанное относится также к периоду «между теснин» — бейн а-мецарим, но только до начала месяца ав. С 1 ава до полудня 10 ава траур еще строже, и даже профессиональному музыканту разрешается выступать только в крайнем случае — если нет возможности получить отпуск на этот период, или это приведет к потере заработка, или вызовет негативное отношение начальства и коллектива, в котором он работает. Если не удается получить отпуск на все десять дней, нужно постараться, хотя бы, не играть в ту неделю, на которую выпадает пост 9 ава.

И последнее — холь а-моэд, полупраздничные дни в Песах и Суккот. Было бы правильным для профессионального музыканта взять отпуск на эти дни, даже если это связано с финансовыми потерями, так как на деньгах, заработанных в эти дни, нет благословения. Работать разрешается только ради заработка, если в этом есть большая необходимость.

С уважением, Давид-Йеуда Вертлиб

Материалы по теме

Еврейский календарь

Рав Ицхак Зильбер

Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).

Только учиться и не работать противоречит мишне?!

Рав Натан Агрес

Чтобы понять и постичь 32. В чем смысл еврейских похоронных и траурных церемоний?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.

За что Б-г наказал еврейский народ изгнанием на такой большой срок?

Рав Давид-Йеуда Вертлиб

Что такое изгнание?


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше