Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Закон устанавливают мудрецы, а не голос с Неба? Ведь это ограничивает Творца!

4 августа 2013 года, темы: Еврейский закон, Овадья Климовский, Голос, Постановления мудрецов

Отложить Отложено

Здравствуйте! Один человек спрашивает меня, не являются ли повеление не слушать «глас с неба» в вопросе установления закона (а полагаться только на мнение мудрецов) и утверждение о неизменности Торы «ограничением Творца» (не дай Б-г). Как ему лучше ответить? Разиэль-Нахман

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Разиэль-Нахман!

Можно ответить ему, что… он прав. Всевышний как будто ограничил Себя, дав человеку возможность самостоятельно выбирать в этом мире, как ему поступить. А также Всевышний, передав Тору с Небес на землю, как бы «уступил» мудрецам право, изучая ее, устанавливать Закон. И если они решили, что Закон Торы таков — Всевышний соглашается с этим. Примеры этому приведены в Талмуде. Поэтому Галаха устанавливается только на основании логики и изучения Торы, а не на основании сверхъестественных явлений.

В трактате Бава Мециа есть известная история о том, как мудрецы услышали голос с Неба, который попытался склонить их принять мнение раби Элиэзера в галахическом споре. По правилам Торы, закон устанавливается в соответствии с мнением большинства, а все мудрецы спорили с раби Элиэзером. Когда голос с Неба поддержал его, встал рабби Йеошуа и процитировал стих Торы, говорящий о Торе (Дварим 30, 12): она — не на Небесах! Закон устанавливают на земле. Позже мудрецы узнали от пророка Элияу, который явился им, что Всевышний остался доволен их противодействием «голосу с Неба». Рав Нисим Гаон писал, что это было испытанием для мудрецов — устоят ли они перед соблазном послушаться этого голоса? Ведь сам Творец послал его! Они прошли испытание с честью. Всевышний — хозяин Мира, и таково было Его желание. В этом не ограничение, а великая скромность.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


10 Заповедей на Скрижалях Завета — квинтэссенция всех заповедей Торы. Пять из них говорят об отношениях между людьми, то есть о сфере взаимодействия «человек-человек», и пять — относятся к сфере «человек-Всевышний». Читать дальше