Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В Танахе описано сожжение умерших?

Темы: Кремация, Танах, Похороны, Шауль, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Прочитал Ваш ответ на вопрос «о кремации евреев»: «Можно ли кремировать евреев?». В ТАНАХе упоминается сожжение, из чего можно сделать вывод, что так было принято: «И поднялись все отважные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Бейт-Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там» (1 Цар 31:12); «…И умер в жестоких страданиях; и не устроил для него народ его сожжения, подобно сожжению отцов его» (2 Пар 21:19); «И похоронили его в гробнице его, которую он вырыл для себя в городе Давида; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусно приготовленными умащениями, и устроили для него весьма большое сожжение» (2 Пар 16:14). Пожалуйста, помогите разобраться. А.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый А.!

Спасибо за Ваш вопрос. В наше время многие люди спекулируют цитатами из Танаха в своих интересах, в частности, это происходит с целью ввести кремацию в Израиле. Благодаря Вам, возможно, мы немного проясним, о чем на самом деле говорится в приведенных стихах.

  • 1. Для начала рассмотрим два последних стиха книги Шмуэля:
  • «Поднялись все отважные (воины), и шли всю ночь, и взяли тело Шауля и тела его сыновей со стены Бейт Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там. И взяли их кости, и похоронили под тамариском в Явеше, и постились семь дней». Здесь сразу следует обратить внимание на слова «взяли их кости и похоронили». Это означает, что слово «сожгли» в предыдущем стихе никак не может означать обычную кремацию, после которой, как известно, не остается никаких костей, а лишь горстка пепла. Тем более в Танахе слово «кости» зачастую означает «останки». Поэтому этот стих вполне можно объяснить просто — останки Шауля и его сыновей были похоронены по Закону. Но, в таком случае, что же было сожжено? Некоторые комментаторы полагают, что сожжена была только плоть павших, уже подвергшаяся тлену и потому непригодная для переноса и похорон. А торжественно погребены были лишь кости. Но наши законоучители (поским) не принимают этот комментарий и предлагают другие объяснения, которые приводятся в мидрашах, а именно:

    — Сожжены были только одежда и личные вещи членов царской семьи — так было принято поступать, чтобы показать: никому не дозволено пользоваться предметами личного обихода, принадлежавшими царю;

    — Были зажжены воскурения, чтобы не ощущался трупный запах, — из уважения к покойным;

    — По некоторым мнениям, эти благовония служили также для сохранности тел, слегка мумифицируя их, возможно, выводя влагу и дезинфицируя. Таким образом, слово «сожгли» можно отнести к телам — в смысле «иссушили» их. Так следует из комментария Мальбима.

  • 2. По поводу второго отрывка. Комментаторы приводят первое объяснение — царь-злодей не удостоился почетного посмертного сожжения личных вещей. Из комментария Раши можно понять, что второе объяснение здесь также уместно — из-за дурных болезней тело царя смердело, и, тем не менее, воскурений не было. Таков был его посмертный позор.
  • 3. Соответственно, в третьем отрывке, где говорится о похоронах праведника Асы, наоборот, все было сделано как положено, причем для этого царя не пожалели воскурений. Если бы сожжению было предано его тело, то выражение «большое сожжение» было бы неуместно. Тело его сгорело бы, как и тело любого другого человека — сожжение не было бы ни «больше», ни «меньше». Кроме того, выражение «устроили для него» также показывает, что это было сделано в его честь.
  • В заключение добавим, что даже древние историки отмечали, что иудеи не желают сжигать умерших, а всегда только хоронят их. Так что, наверное, не стоит обращать внимания на недобросовестные трактовки Танаха, предлагаемые некомпетентными людьми.

    С уважением, Овадья Климовский

    Материалы по теме


    Идол тельца был вылит из золота на сороковой день после получения Торы у горы Синай. Грех имел свои последствия, но весь народ Израиля в целом был прощен Всевышним. День, когда Он простил евреев, мы празднуем каждый год — это Йом Кипур, День Искупления. Попытаемся разобраться, в чем же состоял грех Золотого тельца и почему вообще он был совершен. Читать дальше

    Вода с пеплом — что за процедура?

    Рав Овадья Климовский

    Когда разрешено насмехаться?

    Из-за коронавируса рекомендуется как можно меньше общаться. Что Б-г от нас хочет?

    Рав Яков Шуб

    Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: какой Б-жественное намерение стоит за эпидемией коронавируса? Что Б-г от нас хочет? Проблема — в отношениях между людьми? Нам недоставало единства и взаимного уважения, поэтому теперь не имеем возможности общаться как пре

    Зачем Б-гу жертвоприношения, и почему раньше нельзя было вместо этого молиться как сейчас?

    Рав Меир Мучник

    Почему нельзя было вместо них сразу установить молитвы?

    О каких шести вещах мы должны помнить всегда?

    Рав Моше Сытин

    Раввин отвечает на вопросы: о чем мы должны помнить всегда, как о злодеяниях Амалека? Как часто мы должны вспоминать о том, что должны помнить всегда, — раз в день, раз в год, раз в несколько лет? Или мы просто должны об этом знать? Что предписывают галах