Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Утоляющий свою страсть остаётся голоден, а не утоливший её — сыт»Вавилонский Талмуд, Санедрин 107а

В Танахе описано сожжение умерших?

Темы: Кремация, Танах, Похороны, Шауль, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Прочитал Ваш ответ на вопрос «о кремации евреев»: «Можно ли кремировать евреев?». В ТАНАХе упоминается сожжение, из чего можно сделать вывод, что так было принято: «И поднялись все отважные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Бейт-Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там» (1 Цар 31:12); «…И умер в жестоких страданиях; и не устроил для него народ его сожжения, подобно сожжению отцов его» (2 Пар 21:19); «И похоронили его в гробнице его, которую он вырыл для себя в городе Давида; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусно приготовленными умащениями, и устроили для него весьма большое сожжение» (2 Пар 16:14). Пожалуйста, помогите разобраться. А.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый А.!

Спасибо за Ваш вопрос. В наше время многие люди спекулируют цитатами из Танаха в своих интересах, в частности, это происходит с целью ввести кремацию в Израиле. Благодаря Вам, возможно, мы немного проясним, о чем на самом деле говорится в приведенных стихах.

  • 1. Для начала рассмотрим два последних стиха книги Шмуэля:
  • «Поднялись все отважные (воины), и шли всю ночь, и взяли тело Шауля и тела его сыновей со стены Бейт Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там. И взяли их кости, и похоронили под тамариском в Явеше, и постились семь дней». Здесь сразу следует обратить внимание на слова «взяли их кости и похоронили». Это означает, что слово «сожгли» в предыдущем стихе никак не может означать обычную кремацию, после которой, как известно, не остается никаких костей, а лишь горстка пепла. Тем более в Танахе слово «кости» зачастую означает «останки». Поэтому этот стих вполне можно объяснить просто — останки Шауля и его сыновей были похоронены по Закону. Но, в таком случае, что же было сожжено? Некоторые комментаторы полагают, что сожжена была только плоть павших, уже подвергшаяся тлену и потому непригодная для переноса и похорон. А торжественно погребены были лишь кости. Но наши законоучители (поским) не принимают этот комментарий и предлагают другие объяснения, которые приводятся в мидрашах, а именно:

    — Сожжены были только одежда и личные вещи членов царской семьи — так было принято поступать, чтобы показать: никому не дозволено пользоваться предметами личного обихода, принадлежавшими царю;

    — Были зажжены воскурения, чтобы не ощущался трупный запах, — из уважения к покойным;

    — По некоторым мнениям, эти благовония служили также для сохранности тел, слегка мумифицируя их, возможно, выводя влагу и дезинфицируя. Таким образом, слово «сожгли» можно отнести к телам — в смысле «иссушили» их. Так следует из комментария Мальбима.

  • 2. По поводу второго отрывка. Комментаторы приводят первое объяснение — царь-злодей не удостоился почетного посмертного сожжения личных вещей. Из комментария Раши можно понять, что второе объяснение здесь также уместно — из-за дурных болезней тело царя смердело, и, тем не менее, воскурений не было. Таков был его посмертный позор.
  • 3. Соответственно, в третьем отрывке, где говорится о похоронах праведника Асы, наоборот, все было сделано как положено, причем для этого царя не пожалели воскурений. Если бы сожжению было предано его тело, то выражение «большое сожжение» было бы неуместно. Тело его сгорело бы, как и тело любого другого человека — сожжение не было бы ни «больше», ни «меньше». Кроме того, выражение «устроили для него» также показывает, что это было сделано в его честь.
  • В заключение добавим, что даже древние историки отмечали, что иудеи не желают сжигать умерших, а всегда только хоронят их. Так что, наверное, не стоит обращать внимания на недобросовестные трактовки Танаха, предлагаемые некомпетентными людьми.

    С уважением, Овадья Климовский

    Материалы по теме


    Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше