Темы: Кремация, Танах, Похороны, Шауль, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПрочитал Ваш ответ на вопрос «о кремации евреев»: «Можно ли кремировать евреев?». В ТАНАХе упоминается сожжение, из чего можно сделать вывод, что так было принято: «И поднялись все отважные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Бейт-Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там» (1 Цар 31:12); «…И умер в жестоких страданиях; и не устроил для него народ его сожжения, подобно сожжению отцов его» (2 Пар 21:19); «И похоронили его в гробнице его, которую он вырыл для себя в городе Давида; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусно приготовленными умащениями, и устроили для него весьма большое сожжение» (2 Пар 16:14). Пожалуйста, помогите разобраться. А.
Шалом, уважаемый А.!
Спасибо за Ваш вопрос. В наше время многие люди спекулируют цитатами из Танаха в своих интересах, в частности, это происходит с целью ввести кремацию в Израиле. Благодаря Вам, возможно, мы немного проясним, о чем на самом деле говорится в приведенных стихах.
«Поднялись все отважные (воины), и шли всю ночь, и взяли тело Шауля и тела его сыновей со стены Бейт Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там. И взяли их кости, и похоронили под тамариском в Явеше, и постились семь дней». Здесь сразу следует обратить внимание на слова «взяли их кости и похоронили». Это означает, что слово «сожгли» в предыдущем стихе никак не может означать обычную кремацию, после которой, как известно, не остается никаких костей, а лишь горстка пепла. Тем более в Танахе слово «кости» зачастую означает «останки». Поэтому этот стих вполне можно объяснить просто — останки Шауля и его сыновей были похоронены по Закону. Но, в таком случае, что же было сожжено? Некоторые комментаторы полагают, что сожжена была только плоть павших, уже подвергшаяся тлену и потому непригодная для переноса и похорон. А торжественно погребены были лишь кости. Но наши законоучители (поским) не принимают этот комментарий и предлагают другие объяснения, которые приводятся в мидрашах, а именно:
— Сожжены были только одежда и личные вещи членов царской семьи — так было принято поступать, чтобы показать: никому не дозволено пользоваться предметами личного обихода, принадлежавшими царю;
— Были зажжены воскурения, чтобы не ощущался трупный запах, — из уважения к покойным;
— По некоторым мнениям, эти благовония служили также для сохранности тел, слегка мумифицируя их, возможно, выводя влагу и дезинфицируя. Таким образом, слово «сожгли» можно отнести к телам — в смысле «иссушили» их. Так следует из комментария Мальбима.
В заключение добавим, что даже древние историки отмечали, что иудеи не желают сжигать умерших, а всегда только хоронят их. Так что, наверное, не стоит обращать внимания на недобросовестные трактовки Танаха, предлагаемые некомпетентными людьми.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Рав Нахум Шатхин,
из цикла «Книга Шмуэль»
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Рав Нахум Шатхин,
из цикла «Книга Шмуэль»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Биографическая статья рава Р. Пятигорского про Шауля, первого царя Израиля
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы???
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Траур по умершему родственнику»
Рав Бенцион Зильбер
Чем медный змей лучше золотого тельца?
Рав Реувен Куклин
Как Аарон пытался справиться с ситуацией?
Рав Нахум Шатхин
А добрый человек — от милосердного?
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: демоны реально существовали во времена Талмуда? Существуют ли они сегодня? Аарон видел, как золотой телец ел траву? Почему люди в те времена могли видеть то, чего мы видеть не можем? Кого сегодня принято обожествлять и
Рав Овадья Климовский
Почему не последние люди в еврейском народе со столь завидным упорством создавали тельцов?
Рав Меир Мучник
Б-г не простил бы идолопоклонства?
Рав Реувен Куклин
Связано ли это с концом астрологической эры тельца?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бен-Цион Зильбер отвечает на вопросы: почему Аарон согласился на создание золотого тельца? Это было идолопоклонством? Как анализируют эти стихи Торы раби Йеуда а-Леви и Рамбан? Каковы были соображения Аарона, чего он хотел избежать?
Рав Овадья Климовский
Когда разрешено насмехаться?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: какой Б-жественное намерение стоит за эпидемией коронавируса? Что Б-г от нас хочет? Проблема — в отношениях между людьми? Нам недоставало единства и взаимного уважения, поэтому теперь не имеем возможности общаться как пре
Рав Меир Мучник
Почему нельзя было вместо них сразу установить молитвы?
Рав Моше Сытин
Раввин отвечает на вопросы: о чем мы должны помнить всегда, как о злодеяниях Амалека? Как часто мы должны вспоминать о том, что должны помнить всегда, — раз в день, раз в год, раз в несколько лет? Или мы просто должны об этом знать? Что предписывают галах