Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора отдаляет человека от материального, молитва приближает его к духовному»Рабби Арье-Лейб из Гур

У нас умерла бабушка. Хоронить на кладбище неудобно и дорого. Мы подумываем о кремации...

Темы: Кремация, Воскрешение из мертвых, Душа, Похороны, Кладбище, Яков Шуб

Отложить Отложено

Уважаемый раввин, у нас умерла бабушка. Сейчас в России зима, хоронить на кладбище неудобно и дорого, мы подумываем о том, чтобы кремировать ее. Разрешено ли это с точки зрения иудаизма? Елена

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Елена,

Действительно, сегодня из-за высокой стоимости захоронения на кладбище и связанными с этим неудобствами многие выбирают более легкий способ — кремацию. Поэтому давайте попробуем разобраться, как иудаизм относится к этому.

Погребение в земле — предписывающая заповедь (Дварим 21:23). Всевышний сказал, обращаясь к первому человеку, Адаму: «…возвратишься в землю, ибо из нее ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Берешит 3:19). Поэтому с точки зрения иудаизма погребение в земле является единственно возможным.

Как предметы, предназначенные для хранения священных вещей, например, Арон а-Кодэш (шкаф, где хранится Свиток Торы) или коробочки тфилин, требуют уважительного отношения, а по завершении использования — специального захоронения (гениза), так и человеческое тело — к нему необходимо относиться с величайшим уважением даже после смерти. Тело на протяжении жизни служило физическим «сосудом» для Б-жественной души человека. Поэтому перед захоронением тело омывают, одевают в специальные одежды и не оставляют без присмотра.

Кремация, в противоположность этому, включает моменты разрушения и пренебрежения.

Тело и душа

После смерти душа проходит болезненный процесс отделения от тела (см. «Что происходит с душой человека после смерти?»). Это «размежевание» проходит постепенно и завершается, когда тело разлагается. Захоронение дает душе время, необходимое для того, чтобы постепенно покидать тело и привыкать к своему новому Небесному жилищу.

Поэтому одна из причин запрета кремации в иудаизме — это стремление предотвратить страшный шок и страдания, которые испытывают душа и тело, когда их связь прерывается внезапно при сжигании тела. Как сказано в Талмуде: «Похороны — не ради живых, а для мертвых» (Санедрин 47а).

Заблуждение о кремации

Люди думают, что кремация является быстрым и экономичным способом: в один момент тело превращается в кучку мелкого пепла. Однако это представление далеко от действительности. В реальности это больше похоже, прошу прощения, на обжаривание туши на огне. Процесс кремации занимает около двух часов, затем оставшиеся кости дробят и перемалывают, чтобы они поместились в урну. После этого специальные веники заметают пепел в траурную урну, при этом веники не всегда тщательно очищаются, поэтому существует вероятность, что пепел разных людей может смешаться.

Воскрешение из мертвых

Как известно, воскрешение из мертвых, которое ждет нас в будущем, является одним из основополагающих постулатов иудаизма. Рамбам в своих Тринадцати принципах веры говорит об этом:

«Согласно еврейской традиции, существует одна кость под названием луз, которая находится в нижней части шеи и после похорон никогда не разлагается. В будущем, во время воскрешения из мертвых, когда души умерших будут воссоединяться со своими телами, человеческое тело будет восстановлено именно из этой кости».

Понятно, что в результате кремации эта кость разрушается наравне с остальными, что делает воскрешение из мертвых проблематичным…

Поэтому в свое время было принято раввинское постановление не хоронить на еврейском кладбище людей, которые сознательно выбрали кремацию.

Холокост

После трагедии Холкоста даже отношение светских евреев к кремации стало резко отрицательным. На нашем сайте мы уже поднимали эту тему (см. «Последний выбор»).

Вполне вероятно, что Ваша бабушка также пережила это страшное время и, соответственно, избежала печи крематория. Неужели теперь это будет сделано при содействии ее детей и внуков?

Как мы видим, принимая решение о форме захоронения, необходимо не только учитывать личные выгоды живых, но и позаботиться о духовных нуждах умершего. Это очень глубокие духовные вопросы, потому стоит хорошо подумать, прежде чем принимать решение, которое будет иметь вечные последствия.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

Хава Куперман

Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре