Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Каков статус святости еврейских кладбищ?

15 октября 2012 года, темы: Воскрешение из мертвых, Земля Израиля, Похороны, Траур, Уважение, Еврейские кладбища, Яков Шуб

Отложить Отложено

ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОДРОБНЕЙ УЗНАТЬ О ЕВРЕЙСКИХ КЛАДБИЩАХ. Каков их статус относительно святости? Есть ли разница в их значении в Израиле и диаспоре? Есть ли разница в статусе еврейских кладбищ в самом Израиле? Например, на Масличной горе и горе Герцля? Как мы должны относиться к попыткам властей ликвидировать старые кладбища в галуте и Израиле? Есть ли какой-то срок давности, после которого территория кладбища может отойти под дорогу или застройку? Связан ли этот вопрос с будущим возрождением мёртвых? Спасибо.

Отвечает рав Яков Шуб

Вскоре после Первой мировой войны раввину Яакову Вайнбергу, одному из выдающихся мудрецов прошлого поколения, был задан вопрос о галахической допустимости перенесения еврейского кладбища из одного места в другое (поскольку в той местности не осталось больше еврейской общины и существовало опасение, что кладбище может быть осквернено). Прежде чем обратиться к рассмотрению данного вопроса (респонс Сридэй Эш 2:100), он написал небольшое вступление, выдержки из которого целесообразно привести здесь:

«Перезахоронение останков из одной могилы к другую — это проблема, к которой наши раввины во всех поколениях относятся очень серьёзно. Мудрецы уделяли много внимания этой проблеме и настойчиво требовали должного уважения к мертвому телу». Далее Рав Вайнберг приводит ряд высказываний из Талмуда, где мудрецы называют осквернение и унижение мертвого тела своеобразной формой убийства. «Душа еврея чувствует неимоверное страдание и боль от унижения ее тела. Один из ришоним (ранних комментаторов), Коль Бо утверждает, что достойное и уважительное обращение с телом умершего является подтверждением веры в конечное воскрешение из мертвых. И, наоборот, осквернение и унижение — выдают убеждение, что смерть является окончательной и необратимой. И поэтому мы видим, что время от времени, когда вставал вопрос о перезахоронении останков, великие мудрецы исполнялись страха и трепета и потому досконально и скрупулезно изучали все стороны вопроса, даже когда доводы в пользу того или иного решения были очевидны».

Строительные работы на месте кладбища, раскопки и, тем более, ликвидация кладбищ представляют серьёзную галахическую проблему. Попробуем вкратце разобрать некоторые её аспекты:

1. Общий запрет перезахоронения и раскапывания могил

Говоря в общем, еврейский Закон (за исключением чрезвычайных случаев) резко осуждает откапывание и перемещение трупов из их могил, даже если они будут перезахоронены в другом месте (или даже в том же месте).

Существуют два основных подхода к источнику этого запрета. Некоторые галахические авторитеты рассматривают откапывание останков как акт осквернения и унижения умерших, подобный вскрытию и кремации (Респонс Шиват Цион 63, Швут Яаков 2:103). Другие указывают, что когда тревожат останки, души умерших исполняются ужасом и трепетом, полагая, что их снова вызывают на Б-жественный Суд (Коль Бо, приводится в Бейт Йосеф, Йорэ Дэа 363). Оба эти объяснения предполагают, что душа, которая находилась в теле при жизни, каким-то образом связана с этим телом и может испытывать страдание, когда останки тревожат.

Кроме того, приводятся и другие галахические соображения. А) перезахоронение является своего рода кражей, ведь тело лишается своего «дома», в особенности, если место для захоронения было куплено за деньги. Б) если тело был захоронено в непосредственной близости от могил других членов семьи, перезахоронение лишает его привилегии покоиться рядом с предками (респонс Циц Элиэзер 5:20(18). Г) Обширные раскопки легко могут привести к смешению костей и останков из разных могил, что является особой формой осквернения мертвого тела (респонс Хатам Софер, Йорэ Дэа 353).

2. Правильная процедура перезахоронения

Даже в тех крайних случаях, когда перезахоронение разрешается, с останками необходимо обращаться достойно, с надлежащим уважением, как это предусмотрено еврейским Законом. Необходимо следить, чтобы останки разных тел не перемешивались и были захоронены отдельно. Это должно быть сделано максимально быстро и без различных археологических и тому подобных исследований. Кроме того, если тело было захоронено прямо в земле, как правило, вместе с телом должна быть перезахоронена и земля глубиной на 3 пальца (Мишна Назир 9:3, Оалот 16:3, респонс Сридэй Эш 2:100).

3. Запрет использования тела умершего, а также использования могилы «не по назначению» и извлечения из них выгоды

В Талмуде (Сангедрин 44б) сказано: как мертвое тело, так и надгробные камни и строения запрещено использовать и извлекать из них выгоду (камни и строения запрещено использовать не по назначению). По мнению многих галахических авторитетов это относится также и к земле, которая была использована для захоронения (Рамо 364:1). Следовательно, во многих случаях использование участка земли, на котором находилась кладбище, даже после перезахоронения, может представлять проблему.

4. Ограничения на отдельные виды деятельности на кладбище, связанные с законами святости этого места

На кладбище запрещены различные формы легкомысленного поведения и некоторые виды деятельности. Эти ограничения были установлены мудрецами. На кладбище запрещено:

— есть и пить,

— вести легкомысленные беседы,

— проходить, чтобы сократить путь,

— пасти животных,

— укрываться от дождя или солнца,

— спать и т.п.

Эти запреты подробно разбираются в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 368). (Можно обратить внимание, что многие из этих запретов подобны запретам легкомысленного поведения в синагоге). Общая причина приведённых запретов — уважение к умершим и к святости места захоронения (см. также респонс Хатам Софер 335, Хазон Иш 209(15)). Соответственно, даже после перезахоронения возведение на месте кладбища различных увеселительных заведений может быть проблематичным.

Может возникнуть соблазн спросить: с учетом всех остальных проблем еврейских общин в Эрец-Исраэль и за её пределами — почему наши усилия должны быть направлены на предотвращение осквернения кладбищ? В конце концов, не должны ли нашей главной заботой оставаться потребности живых? На это можно дать несколько ответов.

Во-первых, одна проблема не отменяет другую. Наша обязанность как евреев — выступать против зла и осквернения, в какой бы форме они не проявлялись.

Во-вторых, проблема осквернения мест захоронения близка не только религиозным евреям, поэтому при правильном подходе в этом вопросе можно легко найти понимание.

В-третьих, Швут Яаков (2:103) пишет, что оскорбление умерших вызывает Б-жественный гнев и может стать причиной многих страданий и трагедий для живых. Поэтому когда еврейский народ проходит тяжёлые испытания (и в настоящее время), представляется разумным использовать все возможности, чтобы защитить себя и свою Землю и заслужить милость Вс-вышнего.

В-четвертых, Хатам Софер (6:37) отмечает: когда евреи относятся к своим умершим неуважительно (так, как народы мира не поступают), то представителей других народов ничто не удержит от осквернения и разрушении еврейских могил. «Если евреи не заботятся о себе, то почему мы должны?». Действительно, ведущие раввины поколения обеспокоены тем, что в связи с раскопками, которые проводятся в Эрец-Исраэль, становится все труднее вести переговоры о предоставлении режима благоприятствования еврейским кладбищам в других странах.

В-пятых, если мы хотим показать другим народам и передать нашим детям и детям наших детей понимание, насколько глубоки наши корни в Эрец-Исраэль, не существует более очевидных доказательств, чем сохранение мест погребения тысячелетней давности.

Что касается вопроса об особом статусе захоронений в Эрец-Исраэль. Не секрет, что испокон веков евреи всего мера мечтали быть погребёнными в Эрец-Исраэль. В Талмуде (Ктубот 111а) сказано: тот, кто похоронен в Эрец Исраэль, — как будто похоронен под жертвенником Храма. И в Тосефте (Авода Зара, гл.5) сказано, что земля Эрец-Исраэль очищает и искупает душу человека даже после смерти. Рамбам (Законы Царей 5:11) пишет, что грехи того, кто похоронен в Эрец-Исраэль, искупаются, поскольку это — как погребение под жертвенником Храма, который также искупает грехи. Этим же объясняется обычай, который приводит Рамо (Йорэ Дэа 363:1), — класть в могилу горсть земли из Эрец-Исраэль.

Безусловно, особый уровень — удостоиться погребения в Иерусалиме. Об этом говорят Рамбан в Торат а-Адам, Радваз 762, Циц Элиэзер 11:75. Радваз (респонс 196) объясняет обычай, существовавший в его время, — перевозить тела из Египта в Иерусалим для погребения, и пишет: существует традиция, что воскрешение из мертвых начнётся с Иерусалима, там души раньше всего снова спустятся в тела, и таким образом тело человека избежит мучительного «путешествия» к Иерусалиму.

В заключение хотелось бы привести слова одного писателя, который, сравнивая скромное кладбище на Масличной горе с помпезными кладбищами в других странах, сказал, что кладбище на Масличной горе представляется ему залом ожидания. Что действительно так: здесь тела ждут, чтобы снова соединиться с душами.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Философия («любовь к мудрости») — форма рационального познания мира, ведущего к определённому мировоззрению. Читать дальше