Из цикла «Богатые должны понимать...», темы: Йеошуа бин Нун, Цдака, Хафец Хаим, Изучение Торы
Хофец Хаим. Выдержки из письма 1910 г.
Давайте всмотримся в проблемы, которые окружают нас сегодня. Страшные трагедии, одна за другой, происходят повсеместно, во многих странах, где евреи жили тихо и мирно много лет, вдруг их начали преследовать, ненависть непомерно возросла, все возрастающие финансовые проблемы тоже внушают тревогу. Практически не существует человека, которого в какой-либо мере не касалась бы сегодняшняя тяжелая ситуация. И все задаются вопросом — за что Всевышний делает это с нами?
Однако ответ нам уже давно открыт мудрецами, благословенной памяти, которые умели видеть причинно-следственные связи между явлениями своим глубоким духовным взором. Так, например, они сказали в трактате Шаббат (32): «За грех пренебрежения изучением Торы и за нарушение Шаббата мир наполняется убийствами и грабежом». И мы с сожалением вынуждены наблюдать, как помимо уменьшения часов изучения Торы в хедерах, увеличивается количество нарушений Святой Субботы в нашем народе, Субботы, которая всегда была одной из основ веры.
А ведь известно и другое высказывание мудрецов: «На чем держится мир? — На лепете детей, изучающих Тору». А теперь, из-за наших многочисленных грехов, тысячи и тысячи еврейских детей не учатся в хедерах. И их детские, невинные уста вместо того, чтобы произносить слова Торы, как было раньше, наполняются бессодержательными песнями и легкомысленными, а иногда и циничными речами. Таким образом, основы, на которых держится мир, расшатываются все сильнее, и бедствия, свойственные нашему времени, все множатся.
Что вызывает особое беспокойство, так это печальная ситуация, сложившаяся по воле Б-жьей, и в местах Торы. Учеников становится все меньше, они расходятся в разные стороны, так как учебные заведения не получают должной поддержки. А на самом деле в нашем положении следовало бы напротив, всячески укреплять и поддерживать Тору, которая всегда была стержнем Израиля и его оружием, на что довольно ясно намекает стих «… а голос — голос Яакова…» Готовясь к бою, каждый воин берет оружие с собой, а не бросает его, упаси Б-г. И хотя понятно, насколько это тяжело в наше время, стоит помнить, что награда за исполнение заповеди определяется в соответствии с затраченными на это усилиями.
Святой, благословен Он, особо предупреждал Йеошуа: «Только укрепись… чтобы не отошел от уст твоих этот свиток Торы, занимайся им днем и ночью, и тогда преуспеешь на своем пути»[1]. То есть, оставлять занятия Торой нельзя даже на войне. И поэтому во время осады Иерихона, когда на один день учеба была приостановлена, несмотря на то, что время было военное — явился специальный ангел, чтобы упрекнуть Йеошуа за эту остановку. Так толкуют мудрецы[2] слова этого ангела в стихе «…сейчас я пришел»[3]: пришел упрекнуть вас за то, что вы неправильно делаете сейчас[4]. Отсюда мы видим, что учение Торы обеспечивает нам не только вечную счастливую жизнь в Грядущем мире, но и успех в повседневных делах, а также оберегает от беды, как сказано: «тогда преуспеешь <как в материальной области, так и в духовной>».
Поэтому те, кого Всевышний наделил разумом, должны изо всех сил стараться сохранить остатки мудрости Торы в Израиле, и позаботиться о том, чтобы не прекратилась учеба в ешивах и хедерах. Тем самым они окажут услугу и самим себе, и всему народу Израиля.
[1] Йеошуа 1:7—8
[2] Мегила 3а
[3] Йеошуа 5:14
[4] Именно тогда они остановили учебу Торы, ангел разъясняет, что из-за другого нарушения, допущенного на той войне днем раньше, он бы не пришел (прим. пер.)
Перевод — р. Овадья Климовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Тецаве
Рав Бенцион Зильбер
Б-г говорит Моше повелеть сынам Израиля принести чистейшего оливкового масла для зажигания светильника «постоянного горения», который Аарон будет зажигать в Святилище, чтобы тот горел «от вечера до утра». Всевышний также дает подробные предписания о семидневной церемонии посвящения в коэны Аарона и его четырех сыновей и об изготовлении Золотого Жертвенника для воскурения благовоний — кторет.