Темы: Исправление, Провидение, Раскаяние, Грех, Убийство, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! У меня вопрос, связанный с понятием «тшува». Насколько я понял, тшува способна стереть даже самое страшное прегрешение. Например, убийство. В случае, если есть искреннее раскаяние и обязательство не повторять подобного впредь. Но у меня все же в голове не укладывается, как можно забрать жизнь другого человека и не понести за это наказания в загробной жизни? Или все же наказание какое-то будет? Не такое серьезное, как если бы не было раскаяния, но все равно будет? Поясните, пожалуйста. Спасибо. Лев
Здравствуйте, Лев!
Неужели раскаяние стирает любое преступление, даже убийство? Как можно забрать жизнь другого человека и не понести за это наказания? Объяснение здесь следующее.
Задумаемся на минуту: как нам известно, все на свете происходит по Воле Б-га. Почему же Он позволил убить невинного человека?
Ответ неизбежно таков: на самом деле тот человек все-таки должен был умереть. Либо заслуживал смерти за грехи, либо просто, по плану Б-га, пришел его час: ведь все в конце концов умирают, и не всегда в старости, естественной смертью. У Б-га есть множество расчетов.
Поэтому, если человек был убит, это произошло по Воле Б-га, и тот, кто его убил, на самом деле исполнил Его Волю.
Но в то же время он совершил грех. Не потому, что убитый на самом деле не должен был умереть, а потому, что ему, убийце, Б-г об этом не сообщил и не велел его убивать. Поэтому, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УБИЙЦЫ, убитый не заслуживал смерти и он убил его не во исполнение священной Воли Б-га, а в своих корыстных целях или из ненависти. Поэтому ДЛЯ НЕГО это было страшное действие, которое ожесточило и изуродовало его душу. Таким образом, главный ужасный результат здесь — не то, что произошло с убитым, а то, что произошло с тем, кто его убил: ОН СТАЛ УБИЙЦЕЙ.
Именно поэтому истинное раскаяние может стереть это преступление. Ведь, в свете сказанного, для этого необходимо не воскрешение убитого, а очищение души убийцы. И это возможно, если он по-настоящему раскается: в полной мере осознает тяжесть совершенного действия, искренне пожалеет, что совершил его, и примет решение больше его не совершать.
Более того, согласно мнению мудрецов, полное раскаяние — из любви к Б-гу — не просто стирает грехи, а превращает их в заслуги. Как так? В свете сказанного — очень просто: ведь убитый должен был умереть, а проблема была только в том, что убийца действовал по своим мотивам, а не как бескорыстный посланник Б-га. Но, если он раскается и откажется от тех мотивов, признавая, что не они должны были быть «движителем», то задним числом он окажется именно что посланником Б-га, исполнившим то, что должно было случиться по Его Воле.
Поэтому он не только не понесет наказания, но и получит награду за исполнение той Воли — если, как сказано, искренне и полностью раскается. Что на самом деле не так-то просто. Но возможно — в этом чудо дара раскаяния, который дал нам Б-г.
С уважением, Меир Мучник
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Овадья Климовский
Какие смысловые различия кроются за этими терминами?
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Ашер Кушнир
Рав Арье Кармель
Заповедь "не убий". Трансплантация органов. Парадокс гуманизма.
Рав Михаэль Солганик
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?