Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему недостаточно просто любить Творца всем сердцем?

Темы: Заповеди, Изучение Торы, Эльяким Залкинд, Любовь к Б-гу, Связь с Творцом

Отложить Отложено

Уважаемый рав! Почему недостаточно любить Творца всем сердцем, зачем нужны заповеди и изучение Торы? Борис

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Б.!

Вы прекрасно выразили, что такое служение Тому, Кого любишь. Но ведь именно об этом и говорит Тора, как мы упоминали: «И люби Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем твоим…» (Дварим 6, 5), «И вот, если послушаетесь заповедей Моих… любить Всевышнего, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей…» (Дварим 11, 13). Именно это заповедует нам Тора и говорит об этом во многих местах.

Так и царь Давид завещал своему сыну Шломо: «А ты, Шеломо, сын мой, знай Б-га отца своего и служи ему с полным сердцем и с честной душой, ибо все сердца испытывает Всевышний и всякое порождение мыслей знает» (Диврэй а-Йамим I 28, 9).

И Рамбам в своей книге, где он перечисляет все заповеди Торы, первой называет — знание о существовании Творца, второй — о Его единстве, третьей заповедью — любовь к Нему, четвертой — трепет перед Ним, пятой — служение Ему.

Но как можно ЗАПОВЕДАТЬ любить? Ведь любовь — это чувство, оно или есть, или его нет. Отвечают на это: заповедь любить требует от человека приложить усилия, чтобы пробудить и поддерживать в себе эту иногда дремлющую или даже никогда не испытанную и не предполагаемую в себе любовь.

Но и после этого Ваш вопрос остается: ведь заповедать — как будто принудить к любви по договору, расчету, вместо чистого чувства сердца!

Попробуем начать с начала. «В начале сотворил Б-г небо и землю» (Берешит 1, 1). Всевышний был до того, как сотворил мир. И сотворил мир из ничего. И если не будет ни нас, ни мира, ничто не изменится в Его единстве и совершенстве. Но Он создал нас по причине, известной Ему. И подобно тому, как изделие любого мастера принадлежит своему создателю и предназначено служить ему, исполнять его замысел (иначе — зачем оно сделано?), и мы — принадлежим своему Творцу. «Я принадлежу другу моему…» (Песнь песней 6, 3).

«И создал… человека… и вдохнул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душой живой» (Берешит 2, 7). Всевышний при сотворении человека, вдохнув в него, как будто, Своим дыханием живую душу, — заложил таким образом в нашу сущность глубинное знание о том, что мы полностью принадлежим Ему и что наше настоящее стремление и суть — служить Ему всеми силами, которые Он нам дал. В любви и трепете перед Его величием, в благодарности за то, что создал нас.

И так должно было быть. Однако поколения сменяли поколения и люди ЗАБЫЛИ о своем предназначении, заглушили «своими» стремлениями голос собственной души, подменили служение Творцу служением «идолам» — силам, плодам своего воображения или изделиям своих рук, самим себе. (Кроме отдельных праведников, продолжавших служить Творцу и передавать традицию знания о Нем и о цели творения). И так — до Авраама, который ВСПОМНИЛ о предназначении, назвал Всевышнего — Властелином всего (А-дон), возвестил об этой истине в мире. Потомков праотца Авраама, еще через несколько поколений, Творец вывел из Египта и даровал им Тору.

И тогда, при выходе еврейского народа из Египта, Всевышний открылся им, показал, что лишь Он — Творец мира, Дающий существование всему. Начал приоткрывать им и одаривать их удивительной радостью Своей близости. В Его чудесах, в заботе о них в пустыне, в Его постоянном присутствии рядом с ними, в сладости изучения первых тем Торы, которые Он передал им еще до Синая. И даже в испытаниях, которые Он посылал им. И они потянулись к своему Творцу, Избавившему и Ведущему их, всем сердцем. «…Сказал Всевышний: Я помню о (твоей) милости (ко Мне) в юности твоей… как шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной» (Ирмияу 2, 2). Они были благодарны Всевышнему, положились во всем на Него, зная, что Он желает им только блага, хотели сделать все, что укажет им. Чувствовали раскрывшуюся и непрерывно растущую в их сердцах любовь к Нему, Источнику самих их душ. И хотя в испытаниях, которые должны были пройти, им не всегда удавалось устоять, связь с Ним навсегда была запечатлена в их душах. Так был заключен этот союз по взаимной любви и желанию сделать все «друг для друга». Вовсе не по расчету. «Я принадлежу другу моему, а мой друг — мне…»

В действительности, в глубине «души» у каждого творения (даже у животных, растений и неживого мира) есть благодарность и любовь к своему Творцу. Однако, заключенный союз «принуждает» НЕ ЗАБЫВАТЬ об истинной сути вещей.

И нет здесь договора по расчету. Если человеку скажут: люби своих близких, задушевных друзей и будь добр с ними, ведь они родные для тебя и ты сам знаешь, что любишь их, ответит ли он: зачем вы принуждаете меня, лучше я буду любить их добровольно? Или, напротив, поблагодарит за совет и напоминание, так как, к сожалению, иногда случается, что забывает об этом?

Но здесь есть еще один аспект: качественное отличие любви, закрепленной союзом, от любви «по душевному порыву», «добровольной» и «свободной». (Может быть, подобное отличию семьи, построенной на любви и ответственности друг за друга, — от всего остального).

Известно, что у того, кто полагается только на чувства, порывы любви могут сменяться периодами безразличия, даже отторжения. Ведь порывы чувств переменчивы, как ветер. В настоящей любви существует ответственность и постоянство, и чувство близости не проходит, а растет и крепнет.

Путь, которым мы идем и который заповедан нам, — не растворение, не одноразовый или многоразовые порывы любви к Творцу. А жизнь во все более и более постоянной связи с Всевышним, Который любит нас и Которого учимся любить с трепетом мы. И подобно тому, как связь с близкими людьми строится не только на порыве любви, а, прежде всего, на глубинных основах, труде над пониманием и умением помочь друг другу, на совместном преодолении трудностей и испытаний жизни, — так наша связь с Всевышним — во всем, во всех без исключения областях жизни.

И еще. Иногда человек может отдаваться чувству любви, но делать это только для себя. Настоящая любовь связана со стремлением отдавать. А для этого необходимо всмотреться, разобраться, что же действительно нужно и хорошо тому, кого любишь, что порадует его, чего желает он.

Но Всевышний тоже любит нас. И поэтому не оставил нас во тьме и неведении безнадежно искать: что Он хочет от нас, что же мы можем сделать для Него? (Да и как нам понять это, ведь Он беспредельно велик и непостижим, а значит — и Его желание непостижимо, пока не известит о нем). Но Он открылся нам, спас и повел за Собой, «раскрыл» Небеса и даровал нам Тору, Учение о Себе и о нас, откровение о том, чего Он хочет от Своих творений. И сказал: если вы хотите быть со Мной — исполняйте это Учение, не по расчету, а в поисках истины, в поиске Меня. И теперь наша задача — разобраться в Учении и исполнить его. «Вложив» благодарность, трепет, любовь, всё свое сердце, свою индивидуальность. «…если послушаетесь заповедей Моих… любить Всевышнего, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей…» (Дварим 11, 13).

Но чтобы разобраться и исполнить заповеди, необходимо глубоко изучать Учение Творца, Его Тору, пронизывающую все стороны жизни. Ведь все стороны и ситуации жизни — от Творца. Нет ничего случайного, не обусловленного Его замыслом. И жизнь столь многогранна. И в каждой ситуации можно порадовать, а можно, не дай Б-г, огорчить Его (как можно, не желая того, не поняв, обидеть любимого человека). Для этого нам и дан разум.

Что же касается «чужого» мнения (в дополнение к тому, что уже сказано в прошлом ответе).

Сердце, которое Вы «вкладываете», — это Ваше сердце. Но, чтобы разобраться в том, чего ждет от нас Творец, что мы можем «дать Ему», сделать «для Него», — нужно знание того, о чем Он сообщил нам, даруя Свое Учение. И это — изучение Торы, которая очень глубока и охватывает всё творение. Законы поведения в мире — как общие, так и индивидуальные для каждого человека, для его специфики. И дарована она для передачи из поколения в поколение, от мудрецов Торы — к их ученикам. Тем, кто изучает всеми силами не «чужие мнения», а Тору Всевышнего, полученную от своих учителей.

С глубоким уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Запрет брать взятку упоминается в Торе трижды. Это запрещено даже тогда, когда взятка на практике не влияет на судебный приговор. Так же, как запрещено брать взятку, запрещено и давать ее. Важно, что запрет взятки относится и к нееврейским судам: согласно законам Ноя, народам мира заповедано сформировать справедливые суды, и потому запрещено искривлять правосудие. Читать дальше