Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Должна ли старшая сестра выходить замуж первой?

Темы: Рахель, Лея, Шидух, Свадьба, Братья и сестры, Мендель Агранович

Отложить Отложено

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно поступать по традициям иудаизма вот в таком вопросе. Должна ли старшая сестра выходить замуж первой, или она может выйти замуж после младшей сестры? П.

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемая П.,

Вы правы, в Торе действительно упоминается о том, что не принято выдавать замуж младшую сестру прежде старшей. Но это говорит Лаван, отец Леи и Рахели, человек отнюдь не праведный и не честный, желая оправдать свой обман — то, что он дал Яакову в жены Лею вместо Рахели, о которой была четкая договоренность. Но Яаков не возразил на это, хотя мог бы. Является ли его молчание доказательством правоты Лавана? И можно ли в принципе устанавливать закон на основании поступков злодея, хотя бы и описанных в Торе?

Но в трактате Бава Батра (согласно объяснению Рава Шмуэля бен-Меира — Рашбама) сказано, что дочери Цлофхада, просившие долю в Земле Израиля у Моше, получив её, выходили замуж «в хронологическом порядке». И это также упоминается в Торе. Эти девушки были праведны, и на основании их поступков, безусловно, можно устанавливать закон. Более того, Рашбам утверждает, что имена этих девушек упоминаются в Торе в порядке старшинства именно в связи с высказыванием Лавана. Есть и другие комментаторы, считающие, что утверждение Лавана верно, хотя и исходит из уст «отрицательного персонажа».

Бах — один из комментаторов книги Арбаа Турим — говорит, что этот закон необходимо исполнять.

Этот закон приводит и Шах, мнение которого для нас однозначно обязательно.

Но здесь встаёт следующий вопрос: в каких случаях это актуально? Закон действует в любом случае, или старшая может уступить своё право? Или: что делать, если у одной есть жених, а у другой нет? А относительно братьев каков закон? А что, если две сестры приняли еврейство? Биологически они сестры, но заново родились при гиюре, относится ли к ним этот закон?

А что делать, если старший брат или сестра ищет принца или принцессу на белом коне, совершенно не соизмеряя свои запросы с реальностью? На иврите это называется просто «выбирать», а по-русски «привередничать».

Общее правило такое: изначально нужно стремиться поступить в соответствии с законом. Соблюдать хронологический порядок. Но если младшая сестра нашла своего избранника, то старшая имеет право уступить ей, так как весь смысл закона — в уважении к старшим, не более того. К братьям это тоже относится. Сестры, принявшие гиюр, не обязаны соблюдать хронологический порядок.

На шидухи лучше выходить по порядку.

Сестры могут выходить на шидух раньше старших братьев, если это необходимо. «Привереду» не нужно ждать, а относительно близнецов неизвестно, должны ли они вступать в брак по порядку рождения.

Даже если это дочери разных отцов и одной матери или разных матерей и одного отца — всё равно порядок следует изначально стремиться соблюсти.

Если же братья и сестры не живут в одной стране, по некоторым мнениям этот закон можно не соблюдать, если возраст поджимает, если старший не женится из-за того, что не понимает важности этой заповеди или не верит, если старшая болеет и не может выйти замуж, если расходы на свадьбу несут сами дети.

В части ситуаций, которые упоминаются в примерах, стоит получить разрешение раввинского суда из трёх судей. В любом случае стоит проконсультироваться в каждой конкретной ситуации.

С уважением, Мендель Агранович

Материалы по теме


Йеуда хоть и не был старшим сыном Яакова, тем не менее, именно он был одним из лидеров среди своих братьев. Его имя, как и название колена Йеуды, переросло в название всего еврейского народа и еврейской религии. Йеуда не боялся брать на себя ответственность. В одном из эпизодов Торы описано, как Йеуда смог переломить себя и прилюдно совершить тшуву, раскаяние. Мудрецы говорят, что именно за это он удостоился стать родоначальником царского рода. Читать дальше