Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Важно не то, насколько человек талантлив, а насколько он реализует свои способности. Для каких целей, хороших или плохих, использует свою привлекательность, свой ум, свои способности.»Рав Акива Татц, книга «Живи и выбирай»
Кабалисты, причастные к тайнам Небесного Суда, утверждают, что за всю свою жизнь Бах совершил лишь одно прегрешение, да и то ненамеренно: однажды проходя по улице мимо быка и осла, запряженных в одну упряжку, он чихнул — от внезапного звука животные шарахнулись и прошли несколько шагов...

Раби Йоэль бар Шмуэль Яфе (р. Йоэль Сиркис; Бах; 5321—5400 /1561—1640/ гг.) — выдающийся законоучитель.

По утверждению кабалистов, его душа не претерпела цепи предшествующих воплощений — это была новая душа, впервые посетившая этот мир (Праким бетолдот Исраэль ч.2).

Родился в Люблине в знатной семье выходцев из Праги — к этой же семье относился и его старший современник, глава «Совета четырех земель» р. Мордехай Яфе (Бааль Алевушим; см.).

Учился в люблинской ешиве, а затем, с 5351 /1591/ года, — в Бриске (Бресте) у главного раввина города р. Цви-Гирша Шора, одного из учеников Рамо (см.).

Был раввином в целом ряде общин: в местечках Пружанах под Слонимом и Ловомиле под Хелмом, а затем — в одном из крупнейших городов Подолии, Меджибоже.

В Меджибоже р. Йоэль основал большую ешиву — нуждающихся учеников он обеспечивал на средства своей семьи. Значительную материальную помощь ему оказывала мать жены, ребецин Сирка (отсюда и его фамильное прозвище — Сиркис, т.е. зять Сирки).

В 5372 /1612/ году он возглавил общину в галицийском городе Белзе, а впоследствии был приглашен на пост главного раввина в такой важный центр Торы как Бриск.

В 5377 /1617/ году, в период пребывания в Бриске, он выпустил в свет свою первую книгу — комментарий на Мегилат Рут (Свиток Рут). Книга, изданная в люблинской типографии, получила название Мешив нефеш (Отрада души) — по словам стиха «И пусть будет он тебе отрадой души…» (Рут 4:15).

В 5379 /1619/ году р. Йоэль Сиркис стал главным раввином Кракова, одной из крупнейших общин Европы. Здесь он возглавил большую ешиву; основное внимание в программе занятий его ешивы уделялось изучению практической алахи.

В значительной степени на материале уроков, проведенных в ешиве, р. Йоэль Сиркис написал комментарий на алахический кодекс Арбаа турим, составленный в Испании р. Яаковом бар Ашером (Бааль атурим; см.).

Р. Йоэль Сиркис назвал свой комментарий Байт хадаш (Новый дом) — имея в виду предшествующий комментарий Бейт Йосеф (Дом Йосефа), составленный р. Йосефом Каро (см.). В отличие от р. Йосефа Каро, который использовал кодекс Арбаа турим лишь в качестве материала для строительства своего свода законов, р. Йоэль Сиркис стремился, в первую очередь, разъяснить точку зрения самого р. Яакова бар Ашера, а также мнения тех мудрецов, которых тот цитировал в своем кодексе.

Вместе с тем р. Йоэль Сиркис проявил себя решительным и самостоятельным посеком (законоучителем): в целом ряде случаев он приходил к законодательным выводам, которые противоречили мнению большинства законоучителей его поколения. По многим вопросам он полемизировал и с точкой зрения р. Йосефа Каро, уже закрепленной в Шульхан арухе.

В основе его бескомпромиссности лежала страстная жажда истины. В предисловии к своему комментарию он писал: «Мы должны молить и просить Всевышнего об одном: чтобы Он дал нам понять и познать, …и научить других подлинной Торе».

Комментарий р. Йоэля Сиркиса стал одним из основных источников для установления законодательных норм. Он широко изучается до сих пор: в большинстве изданий кодекса Арбаа турим комментарий Байт хадаш печатается рядом с основным текстом — наряду с комментарием Бейт Йосеф р. Йосефа Каро.

В последующих поколениях самого р. Йоэля Сиркиса стали называть Бахом, по названию его прославленной книги («Бах» — аббревиатура слов Байт хадаш).

На протяжении всей своей жизни Бах занимался редактированием Талмуда и книг величайших из ришоним (мудрецов прошлых поколений) — это было еще одним проявлением его стремления к абсолютной правде и точности. Сличая старинные рукописи и свитки, он старался устранить из печатных книг все ошибки переписчиков и типографские опечатки, вкравшиеся на протяжении веков.

Предание свидетельствует, что свою первую редакционную правку р. Йоэль Сиркис внес в возрасте пяти лет, когда он изучал вместе со своим меламедом недельную главу Ваэра. Посылая на египтян седьмую казнь — барад (огненный град), Всевышний говорит: «На этот раз Я пошлю все кары Мои в сердце твое, и на слуг твоих, и на народ твой — чтобы узнал ты, что нет подобного Мне на всей земле… Вот я пошлю завтра в это же время град» (Шмот 9:14,18). Раши (см.) поясняет: «Учим из слов “все кары”, что казнь первенцев равносильна всем карам, вместе взятым». Озадаченный малыш спросил у меламеда, почему вдруг Раши говорит о казни первенцев, если в стихе Торы речь идет о граде. Все предложенные объяснения меламеда не удовлетворили его. Мальчик предположил, что, возможно, в рукописи Раши стояла аббревиатура «мем-бет» — макат барад (казнь градом), как это принято в рукописях мудрецов, а позднейший переписчик или печатник прочитал «макат бхорот» (казнь первенцев), а затем опечатка тиражировалась веками (Сарей амеа 3:1).

Помимо большинства трактатов Талмуда, Бах внес корректорскую правку в комментарии Раши и тосафистов, а также в кодексы Рифа (см.), Роша (см.) и р. Мордехая бар Гилеля (Мордехай; см.).

В классических изданиях Талмуда и названных кодексов редакторские примечания Баха, Агаот а-Бах, напечатаны рядом с основным текстом — и нет почти ни одного листа, где бы не было этих правок.

Из его многочисленных учеников наибольшей славой пользовались р. Давид Алеви (Таз; см.), автор книги Турей заав, и р. Менахем-Мендель Крохмаль (см.), главный раввин Моравии. Р. Давид Алеви взял в жены Ривку, дочь своего наставника.

В последние годы жизни Бах готовился к переезду в Землю Израиля, но не успел осуществить этот замысел. Он умер в Кракове, в 5400 /1640/ году, на пороге своего восьмидесятилетия — и, согласно еврейскому календарю, на рубеже двух веков.

Кабалисты, причастные к тайнам Небесного Суда, утверждают, что за всю свою жизнь Бах совершил лишь одно прегрешение, да и то ненамеренно: однажды проходя по улице мимо быка и осла, запряженных в одну упряжку, он чихнул — от внезапного звука животные шарахнулись и прошли несколько шагов. Получилось, что Бах невольно преступил запрет Торы «Не паши на быке и осле, запряженных вместе» (Дварим 22:10), ведь этот запрет подразумевает также совместное использование двух видов животных для перемещения груза или повозки (Праким бетолдот Исраэль т.2).

с разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Дварим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Пересказ Мидрашей на недельную главу Торы.

Рут и семя Машиаха 5. Брак по левирату и брак с моавитянкой

Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»

Обычай, согласно которому после смерти мужа бли­жайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоми­нается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды

«Насо» («Определи число»), Шавуот

Рав Бенцион Зильбер

Материалы рассылки за 5769 год