Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Сколько дают бедному? Столько, сколько ему не хватает. То есть, если речь идет о бедном, получающем милостыню тайно, жители города должны дать ему все недостающее.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Кабалисты, причастные к тайнам Небесного Суда, утверждают, что за всю свою жизнь Бах совершил лишь одно прегрешение, да и то ненамеренно: однажды проходя по улице мимо быка и осла, запряженных в одну упряжку, он чихнул — от внезапного звука животные шарахнулись и прошли несколько шагов...

Раби Йоэль бар Шмуэль Яфе (р. Йоэль Сиркис; Бах; 5321—5400 /1561—1640/ гг.) — выдающийся законоучитель.

По утверждению кабалистов, его душа не претерпела цепи предшествующих воплощений — это была новая душа, впервые посетившая этот мир (Праким бетолдот Исраэль ч.2).

Родился в Люблине в знатной семье выходцев из Праги — к этой же семье относился и его старший современник, глава «Совета четырех земель» р. Мордехай Яфе (Бааль Алевушим; см.).

Учился в люблинской ешиве, а затем, с 5351 /1591/ года, — в Бриске (Бресте) у главного раввина города р. Цви-Гирша Шора, одного из учеников Рамо (см.).

Был раввином в целом ряде общин: в местечках Пружанах под Слонимом и Ловомиле под Хелмом, а затем — в одном из крупнейших городов Подолии, Меджибоже.

В Меджибоже р. Йоэль основал большую ешиву — нуждающихся учеников он обеспечивал на средства своей семьи. Значительную материальную помощь ему оказывала мать жены, ребецин Сирка (отсюда и его фамильное прозвище — Сиркис, т.е. зять Сирки).

В 5372 /1612/ году он возглавил общину в галицийском городе Белзе, а впоследствии был приглашен на пост главного раввина в такой важный центр Торы как Бриск.

В 5377 /1617/ году, в период пребывания в Бриске, он выпустил в свет свою первую книгу — комментарий на Мегилат Рут (Свиток Рут). Книга, изданная в люблинской типографии, получила название Мешив нефеш (Отрада души) — по словам стиха «И пусть будет он тебе отрадой души…» (Рут 4:15).

В 5379 /1619/ году р. Йоэль Сиркис стал главным раввином Кракова, одной из крупнейших общин Европы. Здесь он возглавил большую ешиву; основное внимание в программе занятий его ешивы уделялось изучению практической алахи.

В значительной степени на материале уроков, проведенных в ешиве, р. Йоэль Сиркис написал комментарий на алахический кодекс Арбаа турим, составленный в Испании р. Яаковом бар Ашером (Бааль атурим; см.).

Р. Йоэль Сиркис назвал свой комментарий Байт хадаш (Новый дом) — имея в виду предшествующий комментарий Бейт Йосеф (Дом Йосефа), составленный р. Йосефом Каро (см.). В отличие от р. Йосефа Каро, который использовал кодекс Арбаа турим лишь в качестве материала для строительства своего свода законов, р. Йоэль Сиркис стремился, в первую очередь, разъяснить точку зрения самого р. Яакова бар Ашера, а также мнения тех мудрецов, которых тот цитировал в своем кодексе.

Вместе с тем р. Йоэль Сиркис проявил себя решительным и самостоятельным посеком (законоучителем): в целом ряде случаев он приходил к законодательным выводам, которые противоречили мнению большинства законоучителей его поколения. По многим вопросам он полемизировал и с точкой зрения р. Йосефа Каро, уже закрепленной в Шульхан арухе.

В основе его бескомпромиссности лежала страстная жажда истины. В предисловии к своему комментарию он писал: «Мы должны молить и просить Всевышнего об одном: чтобы Он дал нам понять и познать, …и научить других подлинной Торе».

Комментарий р. Йоэля Сиркиса стал одним из основных источников для установления законодательных норм. Он широко изучается до сих пор: в большинстве изданий кодекса Арбаа турим комментарий Байт хадаш печатается рядом с основным текстом — наряду с комментарием Бейт Йосеф р. Йосефа Каро.

В последующих поколениях самого р. Йоэля Сиркиса стали называть Бахом, по названию его прославленной книги («Бах» — аббревиатура слов Байт хадаш).

На протяжении всей своей жизни Бах занимался редактированием Талмуда и книг величайших из ришоним (мудрецов прошлых поколений) — это было еще одним проявлением его стремления к абсолютной правде и точности. Сличая старинные рукописи и свитки, он старался устранить из печатных книг все ошибки переписчиков и типографские опечатки, вкравшиеся на протяжении веков.

Предание свидетельствует, что свою первую редакционную правку р. Йоэль Сиркис внес в возрасте пяти лет, когда он изучал вместе со своим меламедом недельную главу Ваэра. Посылая на египтян седьмую казнь — барад (огненный град), Всевышний говорит: «На этот раз Я пошлю все кары Мои в сердце твое, и на слуг твоих, и на народ твой — чтобы узнал ты, что нет подобного Мне на всей земле… Вот я пошлю завтра в это же время град» (Шмот 9:14,18). Раши (см.) поясняет: «Учим из слов “все кары”, что казнь первенцев равносильна всем карам, вместе взятым». Озадаченный малыш спросил у меламеда, почему вдруг Раши говорит о казни первенцев, если в стихе Торы речь идет о граде. Все предложенные объяснения меламеда не удовлетворили его. Мальчик предположил, что, возможно, в рукописи Раши стояла аббревиатура «мем-бет» — макат барад (казнь градом), как это принято в рукописях мудрецов, а позднейший переписчик или печатник прочитал «макат бхорот» (казнь первенцев), а затем опечатка тиражировалась веками (Сарей амеа 3:1).

Помимо большинства трактатов Талмуда, Бах внес корректорскую правку в комментарии Раши и тосафистов, а также в кодексы Рифа (см.), Роша (см.) и р. Мордехая бар Гилеля (Мордехай; см.).

В классических изданиях Талмуда и названных кодексов редакторские примечания Баха, Агаот а-Бах, напечатаны рядом с основным текстом — и нет почти ни одного листа, где бы не было этих правок.

Из его многочисленных учеников наибольшей славой пользовались р. Давид Алеви (Таз; см.), автор книги Турей заав, и р. Менахем-Мендель Крохмаль (см.), главный раввин Моравии. Р. Давид Алеви взял в жены Ривку, дочь своего наставника.

В последние годы жизни Бах готовился к переезду в Землю Израиля, но не успел осуществить этот замысел. Он умер в Кракове, в 5400 /1640/ году, на пороге своего восьмидесятилетия — и, согласно еврейскому календарю, на рубеже двух веков.

Кабалисты, причастные к тайнам Небесного Суда, утверждают, что за всю свою жизнь Бах совершил лишь одно прегрешение, да и то ненамеренно: однажды проходя по улице мимо быка и осла, запряженных в одну упряжку, он чихнул — от внезапного звука животные шарахнулись и прошли несколько шагов. Получилось, что Бах невольно преступил запрет Торы «Не паши на быке и осле, запряженных вместе» (Дварим 22:10), ведь этот запрет подразумевает также совместное использование двух видов животных для перемещения груза или повозки (Праким бетолдот Исраэль т.2).

с разрешения издательства Швут Ами


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

В рамках еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию и обязан был «играть» по правилам, установленным в Алахе (Еврейском законе). Читать дальше

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Этер-иска

Толдот Йешурун

Запрещено ссужать деньги под проценты. Как же быть бизнесменам, которые ведут деятельность в русле мировой экономики? Еврейский закон предлагает путь заключения особого договора Этер-иска

Ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Сущность конфликта между кредиторами, одалживающими деньги. Люди не обязаны терпеть убытки из-за действий конкурентов.

Тора и бизнес. Этер-иска — партнерство при займе

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Запрет Торы получать проценты прекрасно уживается с современной экономикой. Две стороны могут заключить между собой договор этер-иска , который позволяет получать плоды от прибыли и защищает от нарушения заповеди.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Владение акциями, или что такое «право собственности» по Торе

Рав Шимон Соскин

Современное акционерное общество представляет собой частный случай и классический пример другого, более общего понятия «новой» экономики — товарищества с ограниченной ответственностью

Ссуда под проценты

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Тора и бизнес. Конкуренция и реклама

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Можно рекламировать свои услуги, но нельзя переманивать клиентов конкурирующих фирм. Реклама имеет полное право на существование, если ее посылы правдивы и не скрывают изъяны продукции.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Соблазнение покупателей одной компании перейти в другую, ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Существует ли запрет на переманивание клиентов в другую компанию? У продавцов нет априори какого-либо изначального права на деньги покупателей.

Тора и бизнес. Определение понятия запрещенного процента (рибит)

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Процент — это не только сумма, возвращаемая сверх займа. Под это понятие подпадают и излишняя вежливость, проявленная по отношению к заимодавцу, продажа ему товаров по сниженным расценкам и многое другое.

Тора и бизнес. Возврат долга

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора обязывать евреев помогать нуждающимся и ссужать им деньги. Получатель займа обязан взять лишь ту сумму, которую он сможет вернуть. Дающий в долг должен настоять на составлении расписки, которая будет иметь юридическую силу.