Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли надевать кимоно?

Темы: Неевреи, Одежда, Кипа, Спорт, Яков Шуб

Отложить Отложено

Шалом, рав! Раньше я занимался восточными боевыми искусствами и в скором времени хочу возобновить занятия. Во-первых, скажите, обязательно ли тренироваться в кипе и талит катане? Во-вторых, Кицур Шулхан Арух запрещает нам выглядеть, как неевреи. И где-то я слышал трактовку, что, в частности, запрещена к ношению любая национальная одежда. Так могу ли я надевать кимоно?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос. Желательно заниматься спортом в головном уборе. Это не обязательно должна быть именно кипа, ее можно заменить на любой другой головной убор, например, вязаную шапочку или бандану. Что касается цицит, то, если есть необходимость, талит катан можно снять. Разрешено надевать кимоно для занятия восточными единоборствами.

Приведем краткое объяснение этих законов. Гемора Кидушин (31а) говорит, что ношение кипы напоминает о Шхине (Б-жественном присутствии), которая постоянно находится над нами. Как известно, «внешние» физические действия пробуждают внутреннее знание. Поэтому ношение кипы, которая символизирует, что Вс-вышний находится над нами и наблюдает за нами, призвано вызвать внутреннее чувство уважения ко Вс-вышнему и, соответственно, повлиять на наше поведение. Намек на уникальность еврейского головного убора содержится в одном из утренних благословений: «…дарующий Израилю великолепный венец» (Брахот 60 б).

Шулхан Орух (Орах Хаим 2:6) говорит, что нельзя пройти 4 амот (около двух метров) с непокрытой головой. Мишна Брура (2:11) пишет, что высокий уровень праведности (мидат хасидут) — покрывать голову всегда. Существует спор о статусе данного запрета. По мнению Таза, этот запрет имеет статус закона. По мнению Маген Авраама, соблюдение этого запрета является одним из «показателей» высокого уровня праведности (мидат хасидут). В любом случае, поскольку подавляющее большинство еврейских общин приняли обычай покрывать голову постоянно, в наше время тот, кто не носит кипу, нарушает также еврейский обычай (Игрот Мойше 1:1).

Существуют определенные ситуации, когда разрешено быть без кипы, например, в бассейне, при стрижке волос и т.п. Кроме того, если человек живет среди неевреев и из-за того, что покрывает голову, он может потерять работу, или это отрицательно скажется на его заработке, разрешено находиться на работе без кипы (Игрот Мойше, Орах Хаим 4:2).

Разумеется, ношение кипы во время занятий восточными единоборствами вызывает определенные неудобства. И даже если закрепить ее заколками, чтобы не падала, это не всегда решает проблему, поскольку в определенных ситуациях это может явиться причиной травмы — у Вас или у соперника. Поэтому можно использовать другого рода головные уборы, например, вязаную шапочку или бандану, которые хорошо держатся на голове и не могут стать причиной травмы.

Что касается цицит: поскольку изначально заповедь цицит возлагается на человека, который носит одежду с четырьмя углами, то тот, кто не носит такого рода одежду, в принципе, освобожден от этой заповеди. И хотя сегодня обычай — носить цицит постоянно, в определенных ситуациях разрешено их снимать. Поэтому, если талит катан мешает Вашим занятиям, можете его снять на время тренировки.

Разрешено носить кимоно во время занятий восточными единоборствами. Во-первых, потому что спортивное кимоно значительно отличается от «национальной нееврейской одежды», считается больше спортивной одеждой. Во-вторых, запрет следовать обычаям неевреев распространяется только на ношение одежды, которая имеет отношение к идолопоклонству или разврату, например, яркой вульгарной одежды. Если ношение какой-либо одежды имеет логическое обоснование, например, белый халат для врачей, то такого запрета нет (Рамо, Йорэ Дэа 178:1). Поэтому разрешено носить спортивное кимоно, когда занимаетесь восточными единоборствами.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Тело — инструмент для исполнения заповедей

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше