Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Заповедь почитания родителей не требует любви к ним?

Темы: Запреты, Любовь, Рамбам, Заповеди, Уважение, Почитание родителей, Жизнь, Страх, Любовь к Б-гу

Отложить Отложено

Добрый день! Очень часто в последнее время читаю о том, что нам дана заповедь почитать родителей. И она не предполагает любить их. И я не могу это понять. Ведь ни в одной из заповедей не сказано о любви, в том числе в первой. Не сказано о любви к детям, мужу, жене. И, исходя из этой логики, выходит, что отношения с Богом — это некое формальное сухое выполнение закона.

Но ведь это не так. Что будет, если мы уберем любовь из всей нашей жизни? И оставим только закон? Это ад. Ведь Бог вывел народ Израиля из любви к нему. И все отношения между Богом и людьми происходят по любви. Правильно ли так толковать, что почитание родителей не предполагает иметь любовь к ним, будь они даже худшими на свете? Заранее благодарю за ответ. N.

Отвечает рав Леви Ицхак Риц

Уважаемая N., здравствуйте.

Любовь является основой человеческой жизни, состоянием, само собой разумеющимся для психологически здорового человека. Корень, несущий значение «любви» — алеф-бэт-hэй (אהב) — множество раз встречается в Торе и буквально «пронизывает» весь Танах. Если быть точным, то слова с этим корнем встречаются 230 раз.

Так, в Берешит 22:2 Творец приказывает Аврааму привести Ицхака — сына, которого тот любит. В Берешит 24:67 говорится о том, что Ицхак взял Ривку в жены и возлюбил ее. В Берешит 25:28 — о любви Ицхака и Ривки к их детям. В Берешит 29:18, 20 и 30 — о любви Яакова к Рахели. Там же, в стихе 32 приводятся мысли Леи о том, что теперь, после рождения Реувена, Ицхак ее полюбит. В Ваикра 19:18 говорится о любви к ближнему.

Предписание любить кого-либо представляется проблематичным. Неясно также, насколько такое предписание необходимо. Существует заповедь «аhават Исраэль» — любить каждого еврея (см. выше), Тора предписывает также любить гера (прозелита) — заповедь, дополняющая предыдущую (Дварим 10:19).

«Любовь», предписанная в этих заповедях, не «одна и та же»: предписание любить ближнего подразумевает определенное поведение, которое в идеале может привести к ощущению любви; предписание же любить гера означает именно любить, а не просто вести себя подобным образом (согласно «Сефер а-Мицвот»[i] 207). Понятно, почему в этом случае присутствует именно повеление любить. Сказано: «…ибо сами вы были пришельцами в земле Египетской».

Любовь ребенка к родителю естественна, она возникает без предписаний. Кроме того, автор «Хаей Адам»[ii] (гл. 67) полагает, что существует и обязанность любить родителей, вытекающая из заповеди любить ближнего: с тем различием, что любовь к родителям подобна любви к Творцу.

Рамбам же в своих респонсах («Тшувот а-Рамбам», ч. 2, гл. 448) пишет, что человек может уважать и бояться и того, кого не любит, т.е. из заповеди уважать родителей не вытекает обязанность их любить. В своем кодексе «Мишне Тора»[iii] («Ильхот Мамрим» 6:11) Рамбам пишет: даже если отец человека был нечестивцем, совершившим много преступлений, человек должен чтить его и бояться его. Если он увидит, что отец нарушает закон Торы, он не должен говорить ему: «Отец, ты нарушил закон Торы». Вместо этого он должен сказать: «Отец, разве в Торе не написано то-то и то-то?» — как будто он спрашивает, а не остерегает.

Бывает, что ребенок обижен на отца или мать настолько, что не ощущает любви к ним. Этому может быть множество причин, и далеко не всегда человек может побороть себя, да и не всегда это уместно. Даже в таких случаях заповедь уважать отца и мать, трепетать перед ними остается в силе. Конечно, если речь идет о родителях-преступниках, то есть различные нюансы закона. Но основной посыл — в том, что, во-первых, любовь — одна из основных составляющих жизни человека и общества; во-вторых, любовь к родителям сродни любви к Творцу. И, в-третьих, даже если человек не любит родителей, Тора предписывает относиться к ним с уважением и трепетом.

С уважением, Леви-Ицхак Риц


[i] «Сефер а-Мицвот» — «Книга заповедей», написана Рамбамом, представляет собой полный перечень всех заповедей, приведенных в Письменной Торе. Рамбам — Раби Моше бар-Маймон (Маймонид (4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[ii] Рав Авраам Данциг (5508-5581 / 1748-1820, Литва), ученик и родственник Виленского Гаона, автор галахического кодекса «Хаей Адам».

[iii] «Мишне Тора» («Повторение Торы» или «Повторение Закона») — всеобъемлющий кодекс еврейских законов и постановлений, предписанных еврею Торой и мудрецами. Труд состоит из 14 разделов, которые охватывают практически весь спектр тем в еврейском законодательстве.

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше