Темы: Наши родители, Почитание родителей, Психологические травмы, Насилие, Элияу Левин, Зависимости
Шалом. В Торе есть Заповедь, что, если человек ударит своего отца или мать, да будет предан смерти.
Но у меня вопрос. А если эти самые родители, скажем, мать (поскольку отца нет) в детстве не уделяла внимания ребёнку, ходила налево-направо, выпивала алкоголь (была зависима)? Избивала его, если ей что-то не нравилось, кричала на него? Не было любви, а потом так получилось, что из-за этого всего ребёнок жил в интернате?
И после всего этого — как можно почитать свою мать или отца? Грех ли было поднимать руку на таких родителей? Ведь даже в Торе написано, что, если тебя родители призывают поклоняться другому богу, а не Истинному, да будут преданы смерти. СМЕРТИ.
Но сказано, что те, кто ударит родителей, тоже будут преданы смерти. Можете объяснить всё это? Буду очень благодарен вам. И вы поможете найти мне ответ! N.
Шалом, N.!
Нарушение заповеди почитания родителей действительно является одним из самых тяжких преступлений. Причем в те времена, когда у еврейских судебных органов были такие полномочия, смертная казнь полагалась не только за нанесение ран, но и за словесное оскорбление родителей — запрещено их ругать, проклинать.
Как быть с родителями, которые издевались над своими детьми? Приведем слова одного из известнейших еврейских мудрецов Турции — раби Хаима Фаладжи. Он разъясняет суть заповеди почитания родителей следующим образом:
«На первый взгляд, Тора вообще не должна предписывать нам чтить отца и мать, ведь это само собой разумеется — разве можно быть неблагодарным тем людям, которые даровали тебе жизнь? Однако Тора говорит как раз о тех родителях, которых сложно почитать. И без повеления Торы можно было бы подумать, что в таких случаях мы освобождаемся от обязанности почитания».
Иными словами, проблематичные родители — главный «объект» заповеди почитания.
По мнению автора «Шульхан Аруха», даже если родители являются грешниками, дети всё равно обязаны почитать их. Тем более это верно в наше время: многие люди настолько далеки от Торы и заповедей, что все их нарушения нельзя назвать сознательными… Соответственно, такие родители даже статуса сознательных грешников не имеют, и нет никаких оснований освобождать детей от заповеди почитать их…
Вы правы: есть ситуации, когда суд допускает, чтобы дети способствовали казни родителей. Но речь идет о конкретных случаях, когда родители занимаются сознательной пропагандой идолопоклонства. (Важно отметить, что этот закон сегодня неприменим, так как не существует Верховного еврейского Суда — Санхедрина, — имеющего такие полномочия). На все остальные случаи этот закон не распространяется.
Не случайно награда за выполнение заповеди почитания родителей так велика — долголетие. Если бы чтить проблематичных родителей не было настолько сложно, Тора не гарантировала бы нам за это долгие годы жизни…
С уважением, Элияу Левин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.