Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все евреи — от самого хорошего и до самого плохого — одна душа»Раби Йеонатан Айбишиц

Есть ли в иудаизме возможность в одночасье удостоиться жизни в Будущем мире?

Темы: Самопожертвование, Рамбам, Заповеди, Будущий мир, Раби Акива, Любовь к Б-гу

Отложить Отложено

Скажите, а есть ли в иудаизме возможность в одночасье удостоиться жизни в Будущем мире?

 

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Вы затрагиваете очень интересную тему. Действительно, бывают ситуации, когда у человека есть возможность в один момент заслужить себе долю в Будущем мире.

Обычно, когда мы говорим о таких ситуациях, в памяти всплывают последние минуты жизни Раби Акивы (Брахот 61 б). Когда перед смертью его тело терзали железными гребнями, он сказал: всю жизнь, вспоминая слова Торы: «И люби Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душою твоей…» (Дварим 6:5), что означает любить даже тогда, когда у тебя забирают душу, он страдал, ожидая, когда же у него будет возможность выполнить эту заповедь…

Или другой пример. Раби Элазар бен-Дордаи всю жизнь нарушал заповеди Торы и, когда осознал это, раскаялся так глубоко, что его душа покинула тело (Авода Зара 17а). В обоих этих случаях раздался глас с Небес (бас коль): «Удостоился жизни в Будущем мире!» Понятно, что подобные ситуации не являются частью повседневной рутины обычного человека.

Приведем еще одну историю, рассказанную известным американских лектором равом Песахом Кроном:

Реб Нафтоли был распорядителем городской кассы помощи беднякам. Однажды он вернулся домой после тяжелого дня, в течение которого ему пришлось обойти весь город, собирая деньги для одного бедняка, который находился в очень тяжелом положении. Вдруг раздался стук в дверь: на пороге стоял еще один бедняк с экстренной просьбой о помощи: ему были срочно необходимы 20 рублей. Поскольку все собранные деньги были уже отданы и реб Нафтоли в тот день уже обошел всех жителей, у которых была возможность дать пожертвование, он был вынужден ответить отказом.

Однако скорбное лицо бедняка не оставило реб Нафтоли равнодушным. Остался только один человек, к которому можно было обратиться, — это был известный городской гуляка, который обычно грубо отказывал реб Нафтоли. Тем не менее, реб Нафтоли решил испытать судьбу.

Он отыскал этого гуляку в местном кабаке и обратился к нему с просьбой о помощи. Тот, окруженный собутыльниками и уже изрядно выпивший, как ни странно, согласился помочь — но при одном условии: пусть реб Нафтоли наденет поповскую рясу и пройдет в ней по всему городу. Бедному реб Нафтоли ничего не оставалось, кроме как согласиться. Так под свист и улюлюканье подвыпившей компании реб Нафтоли прошел по всему городу, одетый в поповскую рясу, провожаемый изумленными взглядами горожан. После того, как «миссия» была выполнена и бедняк получил свои деньги, реб Нафтоли сорвал поповское одеяние, кинул его в шкаф и неделю не выходил из дома, подавленный страшным унижением, которое ему пришлось перенести.

Как раз в это время в городе был проездом Ребе из Цанза, автор «Диврей Хаим». Он сказал своим попутчикам, что чувствует запах Ган Эдена из дома реб Нафтоли. Когда они вошли в дом и увидели реб Нафтоли, лежавшего на кровати в глубокой депрессии, Ребе из Цанза указал на шкаф, где была поповская ряса, и сказал: он чувствует, что оттуда исходит запах Ган Эдена… После долгих уговоров реб Нафтоли неохотно рассказал о случившемся. А Ребе из Цанза постановил: реб Нафтоли должен быть похоронен в этой рясе — поскольку своим великим самопожертвованием он заслужил долю в будущем мире…

Получается, благодаря этому событию, которое, с точки зрения реб Нафтоли, было самым страшным в его жизни, о котором невыносимо вспоминать, он в один момент заслужил долю в будущем мире.

Самоотверженность реб Нафтоли вызывает восхищение, но, тем не менее, мы видим, что сам он не рассматривал свой поступок как самопожертвование и, более того, находился из-за него в тяжелой депрессии. Без помощи Ребе из Цанза он так никогда бы и не узнал о величии своего поступка.

Таким образом, мы видим, что иногда даже повседневная жизнь предоставляет уникальные возможности в один миг удостоиться Будущего мира. Но люди не обращают на них внимания, полагая, что это не может сравниться с уникальным самопожертвованием раби Акивы во имя Творца. Ошибочно считая, что только самопожертвование такого уровня имеет значение, человек может пропустить уникальную возможность, которую предоставляет ему его обыденная жизнь.

Чтобы глубже разобраться в этой теме, давайте обратимся к комментарию Рамбама на известную мишну (Макот 23 б), где приводятся слова раби Хананьи бен-Акашья о том, что Всевышний хотел дать евреям возможность заработать заслуги и для того дал им множество заповедей.

С одной стороны, логика этой мишны не совсем понятна. Ведь логично было бы совсем наоборот: если бы Всевышний хотел помочь евреям, то дал бы им всего несколько заповедей, чтобы они могли сосредоточиться на их выполнении и исполнять их совершенным образом. Вместо этого евреи получили множество предписывающих и запрещающих заповедей, что значительно усложняет их задачу.

Это объясняет Рамбам: одна из основ нашей веры — понимание того, что, если человек исполнит хотя бы одну из 613 заповедей должны образом, то удостоится жизни в Будущем мире. Но при условии, что исполнит эту заповедь только во имя Всевышнего и из любви к Нему, без примеси личной заинтересованности и корысти. Именно поэтому Всевышний дал нам столько заповедей: чтобы у каждого человека было возможность хотя бы раз в жизни исполнить заповедь на таком уровне.

Слова Рамбама дают нам представление о том, что означает удостоиться будущего мира в один момент. Значимость и сложность исполнения заповеди — это вовсе не самое главное, главное это правильное намерение (кавана) при исполнении заповеди. Поэтому нет необходимости искать возможность совершить что-то грандиозное и впечатляющее, подобное самопожертвованию раби Акивы.

В нашей жизни много испытаний и, соответственно, много возможностей исполнить заповедь. Это может быть возможность просто помочь ближнему, сдержаться и не ответить грубияну и т.п. Если человек попытается хотя бы на один момент преодолеть свой естественный инстинкт добиваться личной выгоды, отвлечется от своих эгоцентричных стремлений и исполнит то, что от него требуется, во имя Всевышнего, он сможет немедленно заслужить жизнь в Будущем мире.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)