Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Существует ли пророчество в наше время?

6 декабря, темы: Танах, Пророчество, Пророки, Разрушение Храма, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Существует ли пророчество в наше время? Сегодня есть много людей, которые предсказывают будущее, как к этому относиться? Среди них действительно есть настоящие пророки?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Существует ли пророчество в наше время?

Шестой из тринадцати принципов веры Рамбама: «Я верю полной верой, что слова пророков истинны». Иными словами, вера в то, что пророчество существует и Всевышний посылает его людям, — это неотъемлемая часть нашей веры.

Вопрос о том, существует ли пророчество в наше время, безусловно, интересует многих. У проблемы есть и практический аспект, в частности: можно ли в наше время обращаться людям, заявляющим, что они пророки, и следовать их советам? Кроме того, помимо самого пророчество (невуа), существуют и другие явления, связанные с ним, например, руах а-кодеш («дух святости»; не путаем — христианство вкладывает в это сочетание совсем другой смысл) или бат-коль (глас с Небес). Поэтому важно понимать, что означает каждое из этих выражений и чем эти явления отличаются друг от друга.

Пророчество и руах а-кодеш

Рамбан в своем комментарии к Торе (к Шмот 28:30) описывает, каким образом работали урим ве-тумим. Он упоминает, что смысл послания Всевышнего первосвященнику через урим ве-тумим необходимо было понять с помощью руах а-кодеш и что этот уровень пророчества ниже, чем само пророчество (невуа), но выше, чем другой вид пророчества — бат коль.

Рамхаль в своей фундаментальной книге «Путь Творца» (часть 3, гл. 3) дает описание руах а-кодеш и пророчества:

«Существует много различных ступеней руах а-кодеш… Но в любом случае воздействие будет таким, что человек ясно ощутит его.

Может случиться, однако, что на сердце человека будет оказано воздействие, которое даст ему ясно понять суть какого-то вопроса, но сам человек ощутит только мысль, внезапно возникающую в его сердце.

Но над всем этим возвышается другая ступень — пророчество… Основа пророчества — достижение приобщения (к Б-гу) и связи с Б-гом еще при жизни, что, конечно, является большим совершенством. Однако этому будут сопутствовать знания и разумение, ибо пророк постигнет через такое приобщение истинные и очень важные вещи из скрытых тайн Святого, благословен Он».

Еще одно отличие пророчества от руах а-кодеш, заключается в том, что пророчество посылается в форме видений, без участия человеческого сознания, хотя понятно, что озарения пророк получает только в результате необходимой подготовки (см. Рамбам, Основы Торы, гл. 7). А достижение руах а-кодеш — своего рода дополнительного сознания — возможно только посредством максимального напряжения всех умственных сил человека, пока он не удостоится дополнительного понимания, которого не мог бы достичь естественным путем (Рамбан, Бава Батра 12а; Письма Хазон Иша 1:15).

Пророчество и руах а-кодеш в наше время

Талмуд (Сота 48 б) говорит, что после смерти последних пророков Хагая, Зехарьи и Малахи закончилось пророчество на уровне руах а-кодеш.

С другой стороны, Талмуд (Бава Батра 12а) говорит, что после разрушения Храма, когда пророки потеряли возможность получать пророчества, эта возможность осталась у мудрецов Торы; и поэтому мудрец Торы более велик, чем пророк.

Рамбан, комментируя эти слова Талмуда, пишет: часть пророчества, которая была утрачена, — это пророчество в форме видений; а возможность постижения пророчества посредством человеческого разума, знания и мудрости сохранилась у наших мудрецов.

Иными словами, тот высочайший уровень пророчества в форме видений (невуа), а также уровень руах а-кодеш (см. выше: у руах а-кодеш есть разные уровни), на котором находились наши праотцы и цари Давид и Шломо, был действительно утрачен. А тот уровень руах а-кодеш, при котором мудрец в результате глубокого погружения в слова Святой Торы и их самоотверженного изучения удостаивается дополнительного понимания и истинного проникновения в суть вещей, которого он не мог бы достичь естественным путем, существует и в наше время (респонс Хатам Софер, Орах Хаим 208, Письма Хазон Иша 1:15).

Мудрецы Торы

В свете этого можно понять, почему иногда мудрецы Торы упоминают о каких-то событиях, которые действительно случились, но о которых у них не было возможности узнать. Например, рассказывают, что Хофец Хаим однажды во время прогулки вдруг заявил: «Барух а-Шем, сейчас рава Йехезкеля Абрамского освободили из ссылки в Сибири».

Кроме того, зачастую бывает, что мудрец Торы глубоко понимает суть таких вещей, в которых, на первый взгляд, не должен был бы разбираться. Например, известно, что израильские военачальники не раз советовались с мудрецами Торы по поводу проведения военных операций.

Возможно также, что мудрец Торы предлагает какое-то решение, которое видится ему правильным в силу его мудрости, а Всевышний соглашается с ним и «приводит его слова в исполнение».

Также понятно, почему зачастую, задавая одинаковый вопрос, разные люди получают у мудреца Торы разные ответы. Ведь он видит то, что больше подходит каждому из них.

Современные «пророки»

С другой стороны, уже ришоним (ранние комментаторы) скептически относились к утверждениям о том, что человек, который не изучает Тору или не является мудрецом Торы, может делать «открытия в Торе» или предсказывать события, которые произойдут, и т. п. (респонс Рашба 1:548).

Соответственно, нет никакого смысла спрашивать у таких «пророков» совета и следовать ему, ведь, как сказано выше, истинное понимание сути вещей может быть только у мудрецов Торы, которые получают его в результате тяжелого труда и углубленного изучения Святой Торы. Коме того, по мнению Хазон Иша, Тора, которая сама по себе истинна, дает своего рода гарантию: те, кто погружен в ее изучение, постигнут истину.

Как же можно объяснить, что простые люди, евреи и неевреи, иногда обладают сверхъестественными способностями? В некоторых случаях это могут быть исключительные особенности на уровне интуиции, а в других случаях источником этих способностей могут быть силы «тумы» (нечистоты). Еще одно объяснение находим в Талмуде (Бава Батра 12 б): после разрушения Храма пророки утратили способность получать пророчества, но такая способность была дана детям и сумасшедшим. В любом случае здравомыслящему человеку не стоит на это полагаться.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Установление даты Рош Ходеш и, следовательно, всех еврейских праздников — это заповедь, обладающая большой святостью, и тот, кто ее выполняет, должен знать, что он осуществляет заповеданное Торой. Читать дальше