Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Существует ли пророчество в наше время?

Темы: Танах, Пророчество, Пророки, Разрушение Храма, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Существует ли пророчество в наше время? Сегодня есть много людей, которые предсказывают будущее, как к этому относиться? Среди них действительно есть настоящие пророки?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Существует ли пророчество в наше время?

Шестой из тринадцати принципов веры Рамбама: «Я верю полной верой, что слова пророков истинны». Иными словами, вера в то, что пророчество существует и Всевышний посылает его людям, — это неотъемлемая часть нашей веры.

Вопрос о том, существует ли пророчество в наше время, безусловно, интересует многих. У проблемы есть и практический аспект, в частности: можно ли в наше время обращаться людям, заявляющим, что они пророки, и следовать их советам? Кроме того, помимо самого пророчество (невуа), существуют и другие явления, связанные с ним, например, руах а-кодеш («дух святости»; не путаем — христианство вкладывает в это сочетание совсем другой смысл) или бат-коль (глас с Небес). Поэтому важно понимать, что означает каждое из этих выражений и чем эти явления отличаются друг от друга.

Пророчество и руах а-кодеш

Рамбан в своем комментарии к Торе (к Шмот 28:30) описывает, каким образом работали урим ве-тумим. Он упоминает, что смысл послания Всевышнего первосвященнику через урим ве-тумим необходимо было понять с помощью руах а-кодеш и что этот уровень пророчества ниже, чем само пророчество (невуа), но выше, чем другой вид пророчества — бат коль.

Рамхаль в своей фундаментальной книге «Путь Творца» (часть 3, гл. 3) дает описание руах а-кодеш и пророчества:

«Существует много различных ступеней руах а-кодеш… Но в любом случае воздействие будет таким, что человек ясно ощутит его.

Может случиться, однако, что на сердце человека будет оказано воздействие, которое даст ему ясно понять суть какого-то вопроса, но сам человек ощутит только мысль, внезапно возникающую в его сердце.

Но над всем этим возвышается другая ступень — пророчество… Основа пророчества — достижение приобщения (к Б-гу) и связи с Б-гом еще при жизни, что, конечно, является большим совершенством. Однако этому будут сопутствовать знания и разумение, ибо пророк постигнет через такое приобщение истинные и очень важные вещи из скрытых тайн Святого, благословен Он».

Еще одно отличие пророчества от руах а-кодеш, заключается в том, что пророчество посылается в форме видений, без участия человеческого сознания, хотя понятно, что озарения пророк получает только в результате необходимой подготовки (см. Рамбам, Основы Торы, гл. 7). А достижение руах а-кодеш — своего рода дополнительного сознания — возможно только посредством максимального напряжения всех умственных сил человека, пока он не удостоится дополнительного понимания, которого не мог бы достичь естественным путем (Рамбан, Бава Батра 12а; Письма Хазон Иша 1:15).

Пророчество и руах а-кодеш в наше время

Талмуд (Сота 48 б) говорит, что после смерти последних пророков Хагая, Зехарьи и Малахи закончилось пророчество на уровне руах а-кодеш.

С другой стороны, Талмуд (Бава Батра 12а) говорит, что после разрушения Храма, когда пророки потеряли возможность получать пророчества, эта возможность осталась у мудрецов Торы; и поэтому мудрец Торы более велик, чем пророк.

Рамбан, комментируя эти слова Талмуда, пишет: часть пророчества, которая была утрачена, — это пророчество в форме видений; а возможность постижения пророчества посредством человеческого разума, знания и мудрости сохранилась у наших мудрецов.

Иными словами, тот высочайший уровень пророчества в форме видений (невуа), а также уровень руах а-кодеш (см. выше: у руах а-кодеш есть разные уровни), на котором находились наши праотцы и цари Давид и Шломо, был действительно утрачен. А тот уровень руах а-кодеш, при котором мудрец в результате глубокого погружения в слова Святой Торы и их самоотверженного изучения удостаивается дополнительного понимания и истинного проникновения в суть вещей, которого он не мог бы достичь естественным путем, существует и в наше время (респонс Хатам Софер, Орах Хаим 208, Письма Хазон Иша 1:15).

Мудрецы Торы

В свете этого можно понять, почему иногда мудрецы Торы упоминают о каких-то событиях, которые действительно случились, но о которых у них не было возможности узнать. Например, рассказывают, что Хофец Хаим однажды во время прогулки вдруг заявил: «Барух а-Шем, сейчас рава Йехезкеля Абрамского освободили из ссылки в Сибири».

Кроме того, зачастую бывает, что мудрец Торы глубоко понимает суть таких вещей, в которых, на первый взгляд, не должен был бы разбираться. Например, известно, что израильские военачальники не раз советовались с мудрецами Торы по поводу проведения военных операций.

Возможно также, что мудрец Торы предлагает какое-то решение, которое видится ему правильным в силу его мудрости, а Всевышний соглашается с ним и «приводит его слова в исполнение».

Также понятно, почему зачастую, задавая одинаковый вопрос, разные люди получают у мудреца Торы разные ответы. Ведь он видит то, что больше подходит каждому из них.

Современные «пророки»

С другой стороны, уже ришоним (ранние комментаторы) скептически относились к утверждениям о том, что человек, который не изучает Тору или не является мудрецом Торы, может делать «открытия в Торе» или предсказывать события, которые произойдут, и т. п. (респонс Рашба 1:548).

Соответственно, нет никакого смысла спрашивать у таких «пророков» совета и следовать ему, ведь, как сказано выше, истинное понимание сути вещей может быть только у мудрецов Торы, которые получают его в результате тяжелого труда и углубленного изучения Святой Торы. Коме того, по мнению Хазон Иша, Тора, которая сама по себе истинна, дает своего рода гарантию: те, кто погружен в ее изучение, постигнут истину.

Как же можно объяснить, что простые люди, евреи и неевреи, иногда обладают сверхъестественными способностями? В некоторых случаях это могут быть исключительные особенности на уровне интуиции, а в других случаях источником этих способностей могут быть силы «тумы» (нечистоты). Еще одно объяснение находим в Талмуде (Бава Батра 12 б): после разрушения Храма пророки утратили способность получать пророчества, но такая способность была дана детям и сумасшедшим. В любом случае здравомыслящему человеку не стоит на это полагаться.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).