Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Тора в животе у матери

Отложить Отложено

Агаду про внутриутробного младенца, изучающего Тору, знают все. Но почему-то многие уверены, что сей младенец учит Тору у ангела, который потом легким шлепком заставляет его все выученное забыть, – это уже при выходе в большой свет. Именно у ангела. В то время как на самом деле написано так (трактат Нида 30-2):

"Учил раби Симлай (про плод в животе матери): над его головой горит свеча, и он видит от одного конца мира до другого… И обучают его всей Торе… А когда собирается выходить в мир (во время родов), приходит ангел и закрывает ему рот, и заставляет забыть всю (выученную) Тору".

Т.е. кто именно его обучает, не написано. Но ангел – лишь тот, кто заставляет его все изученное забыть.

Комментаторы пишут, что учат его Торе чтобы потом легче было учиться. Ибо вспоминать, согласитесь, легче, чем учить впервые. Получается, что тем самым небо помогает евреям выполнять заповедь изучения Торы[1].

Тем не менее, любопытно: кто обучает плод Торе – не написано. Сказано просто – "обучают". А вот о том, кто заставляет ребенка все выученное забыть, – об этом говорится прямо: ангел.

Так что многие склонны считать, будто ангел и обучает. Но если так, то возникает вопрос: у каждого свой ангел-учитель? Или на весь народ – один такой мировой меламед?

Вроде, из языка Гемары следует, что у каждого свой, – ведь написано "обучают его". Как бы индивидуально. Что вполне понятно, поскольку у каждого свой уровень понимания. И давать человеку повышенный объем Торы, с которой он, в силу своих качеств, явно не справится, вряд ли стоит. А раз так – то каждому дается ровно тот объем, который ему будет по силам. Это и называется: свой ангел-учитель. Подобно тому как у каждого есть свой йецер-тов и свой йецер-ра[2].

Но тогда это приводит к нескольким вопросам. Если у каждого свой учитель, то что происходит в случае двойни? Неужели Яаков и Эсав в животе у Ривки учились каждый у своей хавруты? Если так, то это уже не хейдер, а ешива. Так что, скорее всего, учитель у них был один. И правило надо несколько изменить, а именно: один учитель не у каждого плода, а в каждом беременном животе[3].

Так или иначе, обучает ангел своего подопечного Торе, тот ее запоминает, потом ему закрывают рот, его память переходит из разряда оперативной в разряд закрытой под код, – и отныне ребенок будет Тору только вспоминать, удивляясь, как легко она у него идет, или – как нелегко; неважно, главное – вспоминать, и это ощущение испытывают многие из евреев; своего рода еврейское DjVu.

Кстати, обратите внимание: рот закрывают. Скорее всего, ангел прикладывает руку ко рту – и тот "запечатывается".  Хотя многие пересказывают эту агаду несколько иначе: дескать, легко шлепает его по губам. Мне слово "шлепает" не очень нравится, ибо – никакого насилия, даже самого легкого! Но почему "запечатывает" рот – а не, скажем, мозги? Потому что учеба Торы – это произнесение ртом, а не скольжение по тексту Торы глазами. Т.е. младенец в животе матери слова Торы говорит, произносит – а не просто слышит. Другой учебы не бывает!

Дальше. Сказано, обучают его всей Торе. Подобно тому, как Моше, наш Учитель, получил на Синае всю Тору. Слово "всю" означает, что получил Письменную Тору и Устную – включая все, что откроют в Торе последующие поколения вплоть до окончания истории. В том числе – все вопросы, которые зададут ученики учителям, и все ответы, которые ответят учителя ученикам[4]. Включая правильные вопросы и ответы и неправильные вопросы и ответы. Включая всё! Это про Моше-Рабейну.

То же самое в случае отдельного еврейского мальчика: он получил все, включая то, что откроется ему во взрослой жизни. Это называется хидуш. То, что не было известно до него. Причем или вообще никому и никогда не было известно, или то, что не знали только в его окружении (скажем, в классе хейдера).

Но если Моше получил всю Тору из уст, как принято говорить, самого Всевышнего, то каждый из нас получил ее из уст своего ангела. А сюда, в эту "индивидуальную" Тору хидушим уже не входят. Т.е. ангел обучает как бы кандидатскому минимуму[5]. И поэтому, если ты откроешь свой хидуш – ангел, который слушает тебя в эту минуту на небе, радуется за тебя. Ибо раньше он учил тебя, а теперь ты учишь его.

**  **

Откуда возникла такая картина? Сам не знаю. Просто отмечено, что почти у каждого русскоговорящего еврея столько сварот (своих собственных пояснений) тому, что он учит, что впору их записывать, а потом издавать. Другое дело, что со временем большинство этих "новостей" Торы сами по себе как-то корректируются, сходят на нет – поскольку человек начинает учить комментарии, которых глубокий океан, не меньше. Тем не менее, способность мыслить самостоятельно – и, главное, на опережение – у человека остается на всю жизнь. И это радует.

И нас радует, и того ангела.

Гениальный у нас народ, иначе не скажешь. Даже ангелы радуются.))

С праздником Дарования Торы, дорогие евреи!

**  **

Да, чуть не забыл. Высказанные выше соображения по поводу "Шавуот в животе матери" были приведены впервые по ходу урока "Обучать и учиться".

 


 

[1] Что происходит с теми, кто перешел в еврейство, не поясняется. Возможно, так специально сделано, чтобы им пришлось затратить больше усилий, чем урожденным евреям. И тогда их заслуга будет еще больше. – Впрочем, тут возникает множество разных соображений.

Хотя соображений и разных вопросов тут полным-полно на любую тему. Например: если человек переживает много реинкарнаций, то неужели каждый раз один и тот же ангел в животе новой матери учит его заново? А если не учит, то это противоречит высказыванию раби Симлая, который не дает нам никаких исключений. И обратите внимание, мудрецы с ним согласились!

 

[2] Кстати, отмечается, что в животе у плода нет йецер-ра. Последний приходит в момент рождения. Другими словами, происходит как бы "смена караула": малах-меламед (ангел-учитель) уходит, а йецер-ра приходит.

 

[3] Про девочек не спрашивайте. У меня есть два изящных, но взаимно исключающих ответа.

 

[4] Но не те вопросы и ответы, которые могут изобрести ангелы на небе. Поскольку ничего изобрести в Торе они не могут. Написано: "Не на небе она".

 

[5] Если вы спросите, откуда это следует? – отвечаю: от вас самих, только что заявивших, что у каждого плода свой учитель. Ведь если каждый учитель учит не просто всему тому, что может после рождения выучить его протеже, а учит всему вообще, то зачем нужно так много этих учителей? Программа-то ведь одна и та же на весь народ. Вывод: если учителей столько же, сколько евреев, то и программ столько же. А значит, они отличаются одна от другой. Чем отличаются? Теми "новостями", которые потом придут в голову взрослым евреям. А если вы скажете, что "новости" тоже включены в программы-минимумы, я отвечу: но тогда это уже не минимумы.

Ничего я так вывернулся? Это у меня такие сегодня хидушим.))

Теги: Хидуш, Праздник