Можно ли в субботу смазывать ребёнку опрелости кремом или мазью?27 июля 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Можно ли смазывать каким-либо способом ребёнку опрелости в Шабат кремом или мазью? Читать дальше |
|
Можно ли носить солнечные очки в субботу в том месте, где нет эрува?21 июля 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Шалом, рав! Можно ли носить солнечные очки в шаббат, если нет ирува в городе? Спасибо. Читать дальше |
|
У меня в подъезде свет загорается автоматически. Каким образом можно в субботу пройти в подъезде?19 июля 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом! Почитала ответ на вопрос. У меня проблема автоматического света в подъезде, поэтому в Шабес я не могу гулять. Но несколько раз я на свое усмотрение делала так: предлагала соседке-нееврейке со мной погулять, и, когда мы шли вместе и загорался свет, как я понимаю, проблемы не было, что это он на меня загорается??? Хава Читать дальше |
|
Можно ли находиться в такой гостинице в субботу?12 июля 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Многоуважаемому раву благословения и доброй ночи! В номере в отеле в шаббат. Когда не находятся в номере, то после некоторого времени отключается свет и кондиционер. Когда открываешь дверь и заходишь, всё включается. Вопрос: Как поступать в Шаббат? Это «грАма»? Можно в таком отеле находиться? Нельзя? Заранее? Постфактум? На каком основании? С уважением, А. Яаков. Читать дальше |
|
Можно ли в субботу выбрасывать мусор?6 июля 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Здравствуйте, господа! Такой вопрос: «Можно ли в шабат выбрасывать мусор?». С уважением, Борис Читать дальше |
|
Наши нееврейские рабочие работают в Шаббат. Есть ли в этом проблема?1 июля 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Наш бизнес покупать старые дома в нееврейских районах, ремонтировать и продавать. Рабочие, кто делает ремонт, неевреи, и договор с ними посдельно — по работе. Иногда они работают в шабат, так как им так удобно. Есть проблема? Читать дальше |
|
Разрешается ли в Шаббат смотреть телевизор?30 июня 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Можно ли в шаббат смотреть телевизор, если включить его до наступления шаббата, выключить звук и спрятать пульт?? Точнее, я и так понимаю, что вы скажете, что нельзя. Но разве это не то же самое, что свет, включенный до шаббата?! Читать дальше |
|
Какую посуду можно бить в субботу?27 июня 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Можно ли открывать жестяную банку с едой в Шабат ножом? Спасибо. Читать дальше |
|
Можно ли пользоваться рассыпчатыми румянами в субботу?22 июня 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Добрый день! 1. Мои подруги часто утверждают, что помимо прозрачной рассыпчатой пудры сефардским девушкам в шабат также можно пользоваться рассыпчатыми румянами. Так ли это? И какими должны быть эти румяна? 2. Рассыпчатую пудру в шабат нужно наносить на лицо кистью или пуховкой (если это имеет значение)? Спасибо. Читать дальше |
|
Можно ли в субботу пользоваться краном горячей воды?7 июня 2011 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте. Хочу задать «субботний» вопрос. Можно ли, используя центральную систему водоснабжения в квартире, пользоваться краном горячей воды? В книге «Царица суббота» сказано, что запрещено смешивать холодную воду с горячей, т.к. она нагреется до 43 градусов, но это касалось водонагревателя. А как в случае с водопроводом решать этот вопрос? И как действовать в таком случае с мытьём посуды в шаббат? С уважением, Дмитрий Читать дальше |
|
Можно ли зажигать субботние свечи после вечерней молитвы?3 июня 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом, у меня такой вопрос: я живу в Санкт-Петербурге, и наш главный раввин постановил свое время начало шаббата. Я пришла в Бейт Мидраш с опозданием, помолилась Маарив (вечернюю молитву), а потом собиралась зажечь свечки. По астрономическому времени шаббат еще не наступил, и меня остановили. Вопрос следующий: приняла ли я на себя шаббат тем, что я помолилась Маарив? Или все же мне надо было зажечь свечки? Л. Читать дальше |
|
Можно ли в субботу играть в игру «Эрудит»?31 мая 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли в шабат играть в настольную игру Скрабл (русская версия называется Эрудит). Заранее благодарна за ответ. Читать дальше |
|
Можно ли делать кидуш на вино из изюма?30 мая 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Доброе время дня. Интересует некий экзотический вопрос. Я делаю настойку на основе морского индийского риса. Морской индийский рис — это биологическая культура, которая перерабатывает сладкую воду с изюмом в полезный напиток, содержащий минимум алкоголя. Для его изготовления надо на 3-литровую банку индийский рис, 10 ложек сахара и горсть изюма. Вопрос: какую броху (благословение) говорить на получившийся напиток? Изюма там половина горсти, как можно взять рукой. Могу я делать на этот напиток Киддуш (спиртное не переношу)? Спасибо. Читать дальше |
|
Как же мне дальше жить?..30 мая 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Как же мне дальше жить?.. Я прошу прощения, что обращаюсь к Вам, но… больше мне спросить просто не у кого. Да и выговорить все это вслух у меня, скорое всего, не получится. То, что мама у меня еврейка, я знала всегда. Это написано в моем свидетельстве о рождении. То, что мой отец русский, тоже ни у кого сомнений не вызывало. Я же гордо называла себя полукровкой: много читала, хорошо училась, играла на пианино, писала стихи — ну это понятно, все евреи талантливые. Дальше все тоже прекрасно — институт, счастливый брак, деа в меру шаловливых дочки, успешная карьера. Сейчас — могу работать, могу — не работать, так что в свое удовольствие чередую одно с другим. Жизнь удалась. Конечно, было всякое, но, глядя вокруг, могу уверенно сказать:36 лет — полет нормальный. Всевышний, хотя разговор о моем вероисповедании тема сложная и очень неприятная, всегда был ко мне более чем милосерден, уж не знаю за какие заслуги. Наверное, за то, что я всегда упрямо искала и находила Его присутствие во всем происходящем, хотя и спорила с Ним изрядно. Все бы и дальше было бы так же просто и правильно (ну или почти просто и правильно), если бы моему мужу не представилась возможность во второй раз съездить в командировку в Израиль и в этот раз взять меня с собой. Честно говоря, я упиралась, как могла. Во-первых, я не люблю (побаиваюсь, если честно) летать. Во-вторых, я уже бывала за границей, в том числе и в Париже, и каждый раз, возвращаясь, я «целовала» взлетно-посадочную полосу. Не скажу, что я — патриот своей страны, но, по крайней мере, где-то рядом. Кроме того, из предыдущей поездки в Израиль мой муж привез косметику и какие-то христианские талисманы из лавочек и долго, взахлеб, рассказывал о крестном пути и Храме Гроба Господня. Я терпимо отношусь к любой вере, но… на расстоянии, желательно, на большом. Ехать же туда и смотреть на чужие святыни меня не прельщало. А про мои мне ничего не было известно… разве что завалялось где-то в памяти словосочетание «Стена Плача». Но вот, что оно означало, спрашивать меня было бесполезно. Мой муж — человек не верующий, агностик, как он говорит (хотя, скорее всего, понятия не имеет, что это значит). Так что теологические споры мы в семье не ведем, и меня это устраивает. Всегда устраивало. Мне достаточно было знать, что его дед по матери — еврей. Что касается моей семьи — то ни о какой религиозности и ни о каких корнях, традициях и обычаях речь никогда не шла. Дед моей матери был революционером. Отца моей матери в 37-м арестовали только за то, что он еврей. И хотя тогда для дедушки все обошлось, он всегда старался убедить меня, что я — русская. Честно говоря, насколько я помню, это была единственная причина, по которой он терпел моего отца. Иврита дедушка не знал, по крайней мере, он так говорил, а идишу учить меня он отказался. А когда я получала паспорт, он плакал, и чуть ли не на коленях умолял: «Пиши “русская”». Я написала. А кем же я еще могла быть и была, если не «иваном, не помнящим родства»? Мамина мама умерла за год до моего рождения. Правда, во времена перестройки я как-то случайно попала в «Сохнут», пообщалась с такими же, как и я, полукровками и четвертинками, жаждущими красивой заграничной жизни, проводила в Израиль мамину родню, написала несколько стихов для их стенгазеты, выучила одну фразу на иврите и… пошла дальше своей дорогой. А первого мая этого года мы с мужем прибыли в Бен-Гурион. Конечно, я плакала. И все никак не могла оторваться от стекла, за которым был виден странный фонтан: из отверстия в крыше вниз, в чашу фонтана капали капли воды. «Видишь, — сказала я мужу, — так же Всевышний собирает нас со всего мира в Свою ладонь». «Ты всегда плачешь, когда красиво», — ответил он. Согласна, но в этом было что-то еще, что-то очень неуловимое и странное. Где-то на пределе слышимости в моей душе робко и неуверенно прозвучал вопрос: «Неужели дома»? «Дом — это в Питере», — одернула я свое буйное воображение и направилась к стойкам паспортного контроля. Потом я долго бродила по улицам старых и новых городов. Сгорая от стыда, что отвлекаю Всевышнего от дел, вложила записку в Стену Плача (так посоветовал экскурсовод), а, поскольку молиться я никогда не умела, то быстренько сбежала оттуда, освободив место тем, кому оно было нужнее. И все было как-то не так… Словно я потерялась. А потом был вечер пятницы. Свечи в холле гостиницы. (Моих знаний хватило на то, чтобы объяснить мужу, что наши женщины зажигают их каждую пятницу на закате. Но почему, зачем, как?). Небольшая чинная очередь в гостиничный ресторан, где «все включено». И большие, непривычно тихие, еврейские семьи за круглыми столами… И… хала. (В детстве мама, отправляя меня за хлебом, всегда просила купить халу, теперь ее уже не продают). Старый еврей за соседним столом укрыл халу белой салфеткой, что-то сказал на чужом гортанном языке и, отламывая от нее кусочки, стал макать их в соль и раздавать всей своей семье. И… мир вокруг меня рухнул. Я оглядывалась вокруг и видела снова и снова, как старики и отцы семейств протягивают своим детям и внукам кусочки соленого хлеба… А я была… сиротой. Вокруг был праздник. И это был, совершенно точно, мой праздник, вот только меня на него почему-то не пригласили… Впрочем, свою халу я все-таки съела… потом, когда все уже отужинали и большая часть гостей разошлась по своим делам. На лотке еще оставалась одна маленькая плетеная булочка. Я долго смотрела на нее и все думала, могу ли я ее взять? Потом решилась и взяла — словно украла. И съела… просто так, без благословения и без соли, украдкой, запивая слезами и виновато косясь на мужа. В воскресение мы вылетели домой. Мне обрадовались те, кто считает меня другом, по мне соскучились те, кто называет себя моими врагами. Я обняла детей и маму. Все получили подарки: косметику с Мертвого Моря и положенные в таком случае талисманы из лавочек. Только вот рассказать о том, как я съездила в Израиль, мне оказалось некому… Да и спросить о том, как же мне дальше жить, тоже не у кого. Еще раз простите за беспокойство. С уважением, Лена. Читать дальше |
|
Можно ли играть в настольный бильярд в субботу?25 мая 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Шолем алейхем! Скажите, можно ли в субботу играть в настольный мини-бильярд. Есть ли какие-нибудь проблемы с этим? Читать дальше |
|
Можно ли готовить рис и гречку в пасхальной посуде?17 апреля 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб 1. Можно ли в шабат расставлять фотографии в альбом? 2. Мы ашкенази. Если мы поменяли посуду за несколько дней до Песаха, то можно ли готовить рис или гречку в этой посуде до праздника? Meira |
|
Обязательно ли в субботу есть хлеб?15 апреля 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Можно ли в шаббат не есть хлеб? 1. Я питаюсь сырыми фруктами, овощами, да и то раздельно. Читал и читаю исследования по поводу правильного питания и опыт людей питающихся так и понял вполне очевидную вещь: что при термической обработке большая часть элементов погибает. Поэтому перешел на живую еду. Чувствую себя лучше, зависимости от еды нету, голова соображает лучше, в день достаточно пару фруктов и/или овощей и всё. А когда ел обычно, то не насыщался, клонило в сон до и после еды (то есть, большую часть дня), не высыпался, ну и личная аллергия на пищевые добавки проявлялась на коже, тяжело утром вставать, мысли о еде. 2. Но в шаббат продолжаю пока есть немного обычной еды (ну и в Пурим) — например хлеб, и наутро лежит она мертвым грузом в теле, тяжело просыпаться. И мешает, тормозит переходу на живую еду и очистительному процессу. Т.к. для перехода на такое питание нужно восстановить микрофлору кишечника, которая только страдает от убитой огнём пищей. Поэтому вопрос: можно ли не есть хлеб в Шаббат? Т.к., насколько я понимаю, есть законы, завязанные на хлеб. 3. ХаШем в Берейшит говорит Адаму, что будет ему в пищу. Видно, что ХаШем лучше знает, и также современные (непопулярные) исследования подтверждают очевидную истину. Следуя диете, предложенной ХаШемом, можно выполнить заповедь беречь тело, данное нам. И сказал Б-г: «Вот Я дал вам всякую траву семяносную, что на поверхности всей земли, и всякое дерево, на котором плод дерева, семяносный, вам будет это в пищу». Но есть постановление дерабонан (мудрецов) для людей, отошедших от изначальной гармонии, что сеуда (трапеза) — это с хлебом. [Это выводят] из слова «и насытишься». Но что делать, если Я насыщаюсь лучше от плодов, и больше ОНЕГа (удовольствия) и легкости, и голова лучше соображает для учебы, и ко сну не клонит, а от термически обработанной пищи через полчаса снова кушать хочется. Про то, что после потопа все кушают мясо и мы возвышаем, это очень хорошо, я никому не хотел бы мешать, но я не способен возвысить мясо, да и мешает и учебе, и молитве, и в прочих аспектах жизни, т.к. моё пищеварение не настолько сильное. Некоторые, конечно, могут переваривать, условно говоря, и гвозди — я нет. Чем меньше ем и чем легче, тем лучше, и тело в порядке. Кто-то может заливать бензин в машину не тот, который задумал Архитектор, и машина будет ездить (но долго не проездит, как мы, например, живём меньше, чем поколения до потопа), а я могу только то заливать, что придумал Архитектор. 4. Мудрецы, зная Рацон ХаШем (волю Всевышнего), иногда даже отодвигали Деорайту (заповеданное Торой) — например, постановление здороваться с использованием имени Творца — Шалом, которое ввёл отец царя Давида (Масехет Брахот). Маккавеи, которые пошли ради Всевышнего на войну, хотя в том количестве, которое у них было, это смерть, и нарушали тем самым заповедь не подвергать жизнь опасности. Если я понимаю, что Рацон ХаШем, по крайней мере, для меня (на основе специфики тела, ума) — есть сырые фрукты и овощи, и подтверждено Торой (надо заботиться о теле, список пищи для Адама сказан в Берейшит, и опыт говорит, что для меня он тоже лучший список), подтверждено и здравым смыслом, и наукой тоже, и собственным опытом, и чужим опытом, и ощущаю негативное влияние и порчу для здоровья хлебных мучных изделий и прочей термически обработанной пищи, то что мне делать, может ли какой-то галахический авторитет на основе этих соображений и даже деОрайты отодвинуть дерабонан? С кем можно обсудить эту тему? Возможно ли найти разрешение галахическое в данной ситуации? Чтобы мне идти по чьей-то шите (мнению, системе), а не ставить себя вне галахи и общества. Другое дело — Песах с мацой, там нужно есть как память об отцах наших и об избавлении, но в Шаббат и другие дни, когда дело не в зикароне (памяти), а заповедано делать СЕУДУ (которая по галахическим понятием только с хлебом), от этого мне никакого онега и для насыщения ничего не даёт, но негативные последствия даёт. J. Читать дальше |
|
Что можно нееврею делать для еврея в субботу?10 апреля 2011 года, отвечает Рав Моше Гекрайтер Что можно нееврею делать для еврея в шабат? Читать дальше |
|
Как соблюдать субботу на корабле?10 апреля 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте, Уважаемый Ребе! Меня давно интересует вопрос. Я по профессии моряк (3 помощник капитана), и меня интересует, как можно соблюдать шаббат на корабле, если в моей работе нет выходных и входит много обязанностей, которые включают в себя работу с электронными приборами, и приходится заполнять документы. Подскажите, пожалуйста, как мне поступить. Я хочу понемногу начать соблюдать традиции и приблизиться к религии. Могли бы вы мне дать некоторые советы насчет этого? Заранее спасибо. Читать дальше |
|
Как приготовить чай в субботу?8 апреля 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемый Рав, у меня 2 простых вопроса по законам шабата: 1. Как правильно приготовить чай из заранее приготовленной заварки и кипятка из шабатнего чайника? Налить сначала заварку, потом кипяток — нарушить заперт варить, налить сначала кипяток, потом заварку — нарушить запрет красить. 2. Можно ли в шабат готовить из полуфабрикатов, например, залить порошок пудинга холодным молоком или порошок картофельного пюре горячей водой. Заранее спасибо Читать дальше |
|
Можно ли в субботу заниматься оригами?6 апреля 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Можно ли в Шабат заниматься оригами? Без того, чтобы разрезать, разумеется. Читать дальше |
|
Почему запрещено выжимать губку в субботу?17 марта 2011 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав Бен Циона Зильбер в ответе Можно ли выжимать соленые огурцы пишет следующее: «В Законе написано, что солёный огурец можно выжимать, если это делают для того, чтобы освободить огурец от жидкости, которая только мешает». Я не понимаю, ведь жидкость в губке тоже мешает, почему же её запрещено выжимать. А. Читать дальше |
|
Можно ли переносить в субботу платок, который прилагается к галстуку?11 марта 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Шалом! Можно ли в шабат вне эрува носить в наружном кармане пиджака платок, который иногда прилагается к галстуку (той же фактуры, расцветки и т.п.)? Его вставляют в наружный карман пиджака так, чтобы было видно. Правда, когда надеваешь верхнюю одежду, его уже не видно, или иногда платок может так завалиться в карман, что его не будет видно, но в книге Шмират Шабат кеильхата, кажется, говорится, что перенос украшений, которые не видны, не является нарушением субботы. Является ли это переносом? Читать дальше |
|
Каким образом разрешено стирать в субботу?11 марта 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Добрый день! Скажите, пожалуйста, если в шабат ребенок (школьник) описал постель, можно ли налить на это пятно на матрасе воды? Матрас не трогают руками, не переставляют, никто не будет его отжимать и т.д. Просто сверху льют воду. Иначе от постели будет весь день неприятный запах. Большое спасибо за ответ. Большое спасибо за сайт и Вашу работу. Шавуа тов. Читать дальше |
|
В каких случаях можно и в каких нельзя хлопать в ладоши в субботу?25 февраля 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб В каких случаях можно и в каких нельзя хлопать в ладоши в субботу? И почему? Читать дальше |
|
Можно ли чистить обувь в субботу?18 февраля 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Можно ли в Шабат чистить обувь или нужно приходить на шахарит в грязи? Читать дальше |
|
Мой миньян практически всегда молится минху после захода солнца... Что делать?14 февраля 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте, Прочитал Когда для мужчины начинается суббота? и удивился. Мой миньян (фактически людей на несколько миньянов наберется) практически всегда молится минху (послеполуденную молитву) после шкии (захода солнца). А значит, все эти святые люди «нарушают» либо п.6 либо п.7 приведенной выше статьи. Что-то тут не так… Что же делать мне? Ведь, таким образом, на практике получается, что а) либо нарушаем «Минимальное время “тосэфет Шаббат” — 2—5 минут до захода солнца»; б) либо нарушаем «Человек, который принял на себя Субботу, уже не может читать дневную молитву Минха»; в) либо все дураки, а мне «нужно» молиться без миньяна заранее; г) либо по указанной ссылке что-то написано неверно. Вывод: таким образом, понятно, что ничего непонятно. Овадья Читать дальше |
|
Можно ли в шаббат доехать до синагоги на трамвае?13 февраля 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте. Вопрос такой: можно ли в шаббат доехать до синагоги на трамвае с проездным, который заранее вшит в одежду? Понятно, что лучше не ездить и оставаться с пятницы у кого-то в гостях (в принципе, такой вариант есть, НО у меня проблема — не могу спать не в своей кровати и вообще в чужих домах плохо себя чувствую, неуютно — имеются в виду ночевка). Спасибо. Читать дальше |
|
Почему в субботу нельзя играть на музыкальных инструментах?11 февраля 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Шалом Аллейхем! Почему в шаббат нельзя играть на музыкальных инструментах? Распишите подробно… Читать дальше |
|
Можно ли в субботу брызгаться одеколоном?3 февраля 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Шалом Можно ли в субботу брызгаться одеколоном? Читать дальше |
|
В чём разница между «ав мелаха» и «толада»?1 февраля 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте. Не могу понять разницу между Ав млахой (одним из основных видов работ, запрещенных в субботу) и толада («порождением» этого вида работы) ее. Почему за нарушение Ав и толада ее — только один корбан (жертвоприношение)? Заранее, спасибо. Читать дальше |
|
Какое благословение произносят, вдохнув запах кофе?31 января 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Шалом! 1) Нужно ли говорить «Боре миней бесомим» на кофе (молотый или в зернах)? 2) Можно ли использовать кофе (опять же молотый или в зернах) в качестве бесомим на авдалу? Читать дальше |
|
На сколько можно опоздать с зажиганием свечей в субботу?21 января 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Шалом Алейхем! Почему опоздать с зажиганием свечей в шаббат можно только на 18 минут? И о чем говорит нам эта цифра? Что она означает? Почему именно столько? Читать дальше |
|
Когда для мужчины начинается суббота?5 января 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб С какого момента на мужчину ложится обязанность шабата, и как правильно исполнять мицву о добавлении от будней к святости? Спасибо. Читать дальше |
|
Можно ли учить стихи в субботу?5 января 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Шалом! Можно ли в шаббат учить что-то, если при этом не пишешь, например, учить стих наизусть? И можно ли сидеть за компьютером, если его оставить уже включенным до субботы? Читать дальше |
|
Сколько фитилей у авдальной свечи?4 января 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Сколько фитилей у авдальной свечи? Спасибо. R. Читать дальше |
|
Чем отличается вечерний кидуш от утреннего?22 декабря 2010 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте, уважаемый Рав! Скажите, пожалуйста, почему в субботу и праздники вечерний кидуш произносят стоя, а утренний сидя? Читать дальше |
|
Можно ли в субботу мыть посуду металлической губкой?21 декабря 2010 года, отвечает Рав Яков Шуб Добрый день, подскажите, пожалуйста, можно ли мыть посуду металлической губкой в шаббат? Читать дальше |
|
Можно ли мне носить оружие в субботу?16 декабря 2010 года, отвечает Рав Яков Шуб Шалом. Мой вопрос связан с запретом оцаа (вынесения предметов из одного «владения» в другое) в шаббат и ношением оружия (пистолета). Обычно я ношу оружие постоянно. Насколько реальна угроза жизни, судить трудно, т.к. совершенно безопасных мест на Земле нет. Кто-то безопасно живет рядом с арабами в поселениях, а кто-то может пострадать от грабителей в элитном районе. Поэтому считаю, что человек должен делать максимально возможное для своей безопасности, где бы ни жил. Оружие носится обычным способом, на поясе, и, поскольку ношу я его постоянно, оно привычно, как часть одежды. Мы живем рядом с лесом, в котором есть дикие звери, и любим там гулять в свободное время, но только с оружием. А из опасения нарушить запрет оцаа я не ношу его в шаббат, и семья лишается удовольствия прогулки по лесу. Ну и по пути в синагогу примерно 4—5 минут нужно идти через лес (иначе путь удлинится на 20 минут, а он и так занимает 40-45). Буду благодарен за разъяснения. Спасибо. Читать дальше |
|
Можно ли кошеровать фарфор?15 декабря 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом! Меня попросили уточнить 2 вопроса по алахе: 1. возможно ли прокашеровать фарфоровую посуду, принадлежавшую ранее нееврею, который ею пользовался, и имелся контакт мясного с молочным и некошерного? 2. можно ли пользоваться огнем в духовке, (включенным до шаббата) в субботу — то есть разогревать на нем? Я ответил, что нельзя, но считаю, что лучше посоветоваться с Вами. Должанский Илья, Пенза Читать дальше |