Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как приготовить чай в субботу?

Темы: Суббота, Яков Шуб, Варка

Отложить Отложено

Уважаемый Рав, у меня 2 простых вопроса по законам шабата:

1. Как правильно приготовить чай из заранее приготовленной заварки и кипятка из шабатнего чайника? Налить сначала заварку, потом кипяток — нарушить заперт варить, налить сначала кипяток, потом заварку — нарушить запрет красить.

2. Можно ли в шабат готовить из полуфабрикатов, например, залить порошок пудинга холодным молоком или порошок картофельного пюре горячей водой.

Заранее спасибо

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Существуют два наиболее «пригодных» способа приготовления чая, которые дают возможность избежать нарушения законов Шаббата.

Способ № 1. Сначала, как Вы верно замечаете, необходимо полностью сварить чайные листья до субботы на огне, либо, по крайней мере, залить их струей кипятка из первого сосуда, при этом тщательно перемешивая (Мишна Брура 318:39).

Затем, прежде, чем заварка остыла, необходимо поставить ее туда, где ее температура будет поддерживаться в течение субботы, например, на электрическую плату, блэх (металлическое покрытие для газовой плиты), либо на субботний чайник. После этого горячую заварку можно наливать в чашку и добавлять туда горячую воду даже из первого сосуда. В данном случае нет проблемы с бишуль («варкой»), т.к. заварка была полностью сварена до субботы и остается горячей. Кроме того, когда воду добавляют в заварку, это также не являться цовэа («окрашиванием»), т.к. в данном случае вода просто разбавляет уже существующий цвет (Шаарей Цион 318:65).

Способ № 2. Так же, как и в первом случае, необходимо, полностью сварить чайные листья до субботы на огне, либо, по крайней мере, залить их струей кипятка из первого сосуда, при этом тщательно перемешивая. Затем, если нет возможности сохранять заварку горячей в течение субботы, то порядок приготовления чая должен быть следующим: сначала налить кипяток в чашку, а потом добавить туда заварку (Мишна Брура 318:39).

В данном случае, даже если заварка остыла, нет проблемы с бишуль, т.к. вода находится во втором сосуде, а у нас есть правило: нет варки во втором сосуде. Что касается цовэа, то изначально закон говорит, что с пищей такой проблемы нет, поскольку пища обычно не является предметом окрашивания (Шулхан Орух 320:19). По этой причине разрешено, например, добавлять приправы в еду, даже если при этом цвет еды меняется, т.к. делается это для вкуса. Точно так же будет разрешено добавлять заварку в воду, т.к. в данном случае нас интересует вкус чая (Шаарей Цион 318:64).

А рекомендация оставить заварку горячей, чтобы потом была возможность добавить в нее воду, а не наоборот (см. первый способ), является лишь «устрожением» — чтобы учесть те мнения, согласно которым запрет окрашивания относиться также и к еде (Шаарей Цион 318:65).

Что касается пудинга, то его нельзя готовить в Шаббат, т.к. данное действие является лиша («замешиванием»).

С картофельным пюре могут быть две ситуации: если замес происходит, когда добавляют воду, сам по себе, без участия человека, то такое пюре нельзя готовить в субботу, т.к. это является нарушением запрета «замешивания». Если же замес не происходит сам по себе, то, поскольку такое пюре является видом пищи, вкус которого ухудшается, если приготовить его до субботы, то его можно будет приготовить в субботу (при условии, что порошок прошел термическую обработку на фабрике), соблюдая следующие правила. Во-первых, необходимо изменить порядок действий, т.е. если обычно сначала кладут порошок, а потом заливают его водой, то в субботу необходимо сначала налить воду, а потом добавить в нее порошок. Во-вторых, размешивать также необходимо измененным способом, т.е. водить ложку вдоль и поперек, а не по кругу, как обычно, при этом после каждого движения желательно доставать ложку из смеси (Орхот Шаббат 6:47).

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Можно ли заваривать чай в третьем сосуде?

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше