Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В каких случаях можно и в каких нельзя хлопать в ладоши в субботу?

Темы: Суббота, Яков Шуб, Музыка

Отложить Отложено

В каких случаях можно и в каких нельзя хлопать в ладоши в субботу? И почему?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Мишна (Бейца 36 б) говорит, что мудрецы запретили хлопать в ладоши и танцевать в Шаббат и Йом-Тов (праздник). Причина запрета: данное действие может привести к тому, что человек захочет аккомпанировать себе и начнет настраивать музыкальные инструменты. Настройка музыкальных инструментов, в свою очередь, является маке бэ-патиш («завершающим ударом»), одной из 39 работ, запрещенных в субботу Торой.

Гемора (Бейца 30а) спрашивает: почему, несмотря на то, что существует запрет хлопать в ладоши и танцевать в субботу, некоторые люди продолжают так поступать и никто не делает им замечание? Ответ: пусть лучше люди продолжают делать так по незнанию (шойгег), чем намеренно (мэйзид). Намеренное нарушение может получиться, если им сделают замечание, а они не послушают.

Комментарий Тосафот (Бейца 30а) говорит, что запрет хлопать в ладоши и танцевать имел силу только во времена Геморы, а в наше время не актуален, поскольку обычные люди не умеют настраивать музыкальные инструменты.

Шулхан Орух (339:3) согласен с мнением тех ранних комментаторов (ришойним), которые считают, что запрет актуален и в наше время. Рамо приводит упомянутые слова Геморы (Бейца 30а) и комментарий Тосафот и говорит в заключение, что, возможно, из-за сказанного там многие «облегчают» закон и танцуют и хлопают в ладоши в субботу.

Мишна Брура (339:10) говорит: даже там, где обычно «облегчают» и танцуют и хлопают в ладоши в субботу, разрешено так поступать только ради выполнения заповеди (например, веселить жениха и невесту и т.п.).

Получается, что в тех местах, где обычно «облегчают» и танцуют и хлопают в ладоши в Шаббат, разрешено так поступать ради выполнения заповеди.

Во время праздника Симхат Тора разрешено танцевать и хлопать в ладоши по всем мнениям, т.к. это делается из уважения к Торе.

Разрешено хлопать даже не ради заповеди, если делать это измененным способом, например, тыльной частью руки по ладони (Шулхан Орух 339:3).

Запрет действителен только в том случае, когда хлопают в определенном ритме. Если человек хлопает в ладоши не ритмично, например, чтобы разбудить спящего, это не запрещено (Гемора Эйрувин 104а, Мишна Брура 339:9).

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Почему в субботу нельзя играть на музыкальных инструментах?

Материалы по теме


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки тиса

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ки тиса

Ки Тиса. Золотой телец

Рав Ефим Свирский

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе