Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В каких случаях можно и в каких нельзя хлопать в ладоши в субботу?

Темы: Суббота, Яков Шуб, Музыка

Отложить Отложено

В каких случаях можно и в каких нельзя хлопать в ладоши в субботу? И почему?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Мишна (Бейца 36 б) говорит, что мудрецы запретили хлопать в ладоши и танцевать в Шаббат и Йом-Тов (праздник). Причина запрета: данное действие может привести к тому, что человек захочет аккомпанировать себе и начнет настраивать музыкальные инструменты. Настройка музыкальных инструментов, в свою очередь, является маке бэ-патиш («завершающим ударом»), одной из 39 работ, запрещенных в субботу Торой.

Гемора (Бейца 30а) спрашивает: почему, несмотря на то, что существует запрет хлопать в ладоши и танцевать в субботу, некоторые люди продолжают так поступать и никто не делает им замечание? Ответ: пусть лучше люди продолжают делать так по незнанию (шойгег), чем намеренно (мэйзид). Намеренное нарушение может получиться, если им сделают замечание, а они не послушают.

Комментарий Тосафот (Бейца 30а) говорит, что запрет хлопать в ладоши и танцевать имел силу только во времена Геморы, а в наше время не актуален, поскольку обычные люди не умеют настраивать музыкальные инструменты.

Шулхан Орух (339:3) согласен с мнением тех ранних комментаторов (ришойним), которые считают, что запрет актуален и в наше время. Рамо приводит упомянутые слова Геморы (Бейца 30а) и комментарий Тосафот и говорит в заключение, что, возможно, из-за сказанного там многие «облегчают» закон и танцуют и хлопают в ладоши в субботу.

Мишна Брура (339:10) говорит: даже там, где обычно «облегчают» и танцуют и хлопают в ладоши в субботу, разрешено так поступать только ради выполнения заповеди (например, веселить жениха и невесту и т.п.).

Получается, что в тех местах, где обычно «облегчают» и танцуют и хлопают в ладоши в Шаббат, разрешено так поступать ради выполнения заповеди.

Во время праздника Симхат Тора разрешено танцевать и хлопать в ладоши по всем мнениям, т.к. это делается из уважения к Торе.

Разрешено хлопать даже не ради заповеди, если делать это измененным способом, например, тыльной частью руки по ладони (Шулхан Орух 339:3).

Запрет действителен только в том случае, когда хлопают в определенном ритме. Если человек хлопает в ладоши не ритмично, например, чтобы разбудить спящего, это не запрещено (Гемора Эйрувин 104а, Мишна Брура 339:9).

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Почему в субботу нельзя играть на музыкальных инструментах?

Материалы по теме


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»

Суккот

Н. Изаксон

Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.

Суккот. Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

«Оцарот»

Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

Симхат Тора

Разные авторы

Симхат Тора и Шмини Ацерет — это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй день — целиком Симхат Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат Тора — праздник Торы — является частью праздника Шмини Ацерет.