Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек способен вмиг измениться. Эта способность не есть нечто сверхъестественное, доступное лишь благочестивейшим из людей: чего же мы ждем?»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Музыка и религиозное мироощущение

Александр Айзенштадт

« Музыка и религиозное мироощущение »

( Из цикла « Беседы о музыке »)

Посвящается раву Александру Лейбу Саврасову .

Однажды , рав Александр Лейб Саврасов сказал , что хотел бы научиться играть на фортепиано . Но , будучи человеком очень занятым , он сразу же предупредил , что фортепиано у него нет , да и времени на упражнения и занятия – тоже нет .

Казалось бы – ситуация безнадёжная . Но жизненный опыт интуитивно подсказывал , что желания не приходят к человеку без возможности их осуществить . И , если человек хочет научиться играть на фортепиано , то не всё так безнадёжно , как может показаться на первый взгляд , и эта возможность где - то существует . Но где ?

Конечно , есть традиционный путь : пойти учиться в музыкальную школу , или пригласить частного учителя . И каждый родитель , желающий обучить своих детей музыке , – так и поступает . И начинается процесс обучения в виде необходимости осваивать гаммы , упражнения , изучать нотную грамоту и теорию музыки . Но , к сожалению , мало кому из детей это всё нравится . Конечно , если эта семья музыкантов , и дети с самого раннего возраста окружены музыкой , то многие вещи и понятия из мира музыки для них привычны , ибо усваиваются автоматически из окружающей их среды . И таким детям обучение даётся гораздо легче . Но если в семье нет музыкантов , то большинство детей очень скоро начинают скучать от всех этих упражнений и , если родители не заставляют их упражняться , - прекращают заниматься , ибо не видят для себя в этом никакого смысла , а внутренняя мотивация у детей , как правило , отсутствует . Но каждый учитель музыки знает : если ребёнок каждый день не упражняется , – шансов на успех обучения почти нет . Надо заниматься каждый день – как в спорте . И сам процесс обучения похож на спорт и на дрессировку одновременно . И возникает резонный вопрос : для чего ? Какова конечная цель ? Если эта цель – карьера профессионального музыканта или преподавателя музыки , - тогда это понятно , особенно в тех местах , где есть на это спрос . Но , в мире , наверное , нет более тяжёлого заработка , чем карьера музыканта . Об этом знает каждый профессиональный музыкант или учитель музыки . И очень мало в музыкальном мире счастливых и довольных своей жизнью людей . Но , при этом , желающих учиться музыке не убывает . Так что же такого притягательного есть в музыке , что , не смотря ни на что , вызывает желание у большинства людей хотя бы приблизиться , или , хотя бы прикоснуться к ней ? И почему все любят музыку вообще , но каждый любит только свою музыку в частности ?

На эту тему и написано и сказано очень много . И прибавить что - либо существенное в этой теме – крайне трудно . Но , иногда , необычный взгляд может по - новому осветить проблему , и дать толчок к появлению другого качества понимания этой темы . И это позволит совсем по - другому почувствовать суть музыки и увидеть другие перспективы , как обучения , так и общения с музыкой . И что же это за необычный взгляд ?

Восприятие музыки , по сути , основано на резонансе , одном из самых загадочных по своей сути и непонятных явлений в природе . Резонанс , как физическое явление , возникает ( как известно ) вследствие колебания упругой среды . А звук , сам по себе , и есть колебание такой среды , которое вызывает резонансное колебание ушных перепонок , которое мы , в свою очередь , и воспринимаем как музыку или как звуковой фон . Всё это хорошо описано в любом учебнике физики . Но что такое резонанс в музыке ?

Обобщая практический опыт , можно выделить пять видов резонанса , через которые , собственно , и происходит воздействие музыки на человека :

- акустический

- ритмический

- пространственный

- психологический

- душевный ( мистический )

Первые четыре вида , в принципе , соответствуют научным представлениям о мире , ибо как - то наукой объясняются . Пятый вид научным объяснениям не поддаётся , т . к . почти полностью лежит в эзотерической природе и ощущается мистически , ибо всё , что связано с душой человека , всегда даёт отчётливо понять , что в мире есть силы , природа которых нам неизвестна , но действие и влияние их очевидно . Мы называем это душевными ощущениями .

Конечно же , такое разделение условно , ибо практически невозможно провести чёткую границу , отделяющую один вид резонанса от другого . Скорее это пять свойств одного явления , связанных между собой . Попробуем рассмотреть каждое из этих свойств в отдельности , чтобы потом получить более или менее ясное представление , что же такое резонанс в музыке .

Акустический резонанс наиболее ярко проявляется в музыкальных инструментах , в которых есть дополнительные резонирующие струны . Например , в индийских ситарах есть семь основных струн , на которых музыкант исполняет мелодии , и 9 –13 резонирующих , которых музыкант не касается в процессе исполнения , а звучат они исключительно от резонанса с основными струнами . В результате их взаимодействия возникает удивительное музыкальное " поле ", которое зачаровывает , и может вызвать довольно сильные медитативные ощущения . Во всяком случае , любой человек , кто слышал звучание этого инструмента , мог почувствовать всю необычность этих ощущений . И надо отметить , что приёмы исполнения на таких инструментах , тоже необычные , и требуют от музыканта не только специфических , чисто технических навыков , но также и « эмоционального » погружения в исполняемую им музыку . Но что означает « погружение » – об этом речь пойдёт дальше .

Ритмический резонанс . Каждый человек , наверное , не один раз испытывал желание двигаться под остро - ритмичную музыку , будь то марш , танго или рок - н - ролл . Это желание возникало вследствие невольного сокращения мышц , вызванного ритмическим чередованием сильных и слабых долей в музыке . ( Подробнее см . в учебнике элементарной теории музыки в разделе « Ритм ».) Но кроме желания двигаться под такую музыку , в человеке возникает множество подсознательных влечений , вызванных большим набором ритмических резонансов , каждый из которых резонирует , т . е . воздействует на различные органы человеческого тела . Известно , что каждый орган в теле человека функционирует в своём ритме . Поэтому , ритмический резонанс , говоря упрощённо , может либо усиливать и стимулировать это функционирование , либо его подавлять . Вследствие этого , человек может испытывать либо физическое возбуждение , либо наоборот . И , как результат , - набор эмоциональных возбуждений : от прилива радостной эйфории , до чувства подавленности и отчаянья . ( Эти свойства широко использовались в музыке древнего Египта , которая , в основном , сопровождала идолослужение .) Сегодня , примером может служить африканская музыка , в основе которой лежат разнообразие барабанных ритмов . Также тибетская музыка , где основными музыкальными инструментами являются различные гонги , тарелки и колокольчики . У многих людей эта музыка ассоциируется с силами зла . Но , если затронуть ритмическую тему более глубоко , то нужно отметить , что ритм , сам по себе , возникает в музыке всегда , когда есть какая - либо мелодия , ибо ритм – свойство музыки , которое проявляется во время звучания мелодии . То есть , ритм в музыке возникает вследствие акустического резонанса , проявляя , таким образом , связь этих видов резонанса . Но , для полноты картины , нужно отметить , что не только мелодия может вызвать определённый ритм , но и ритм сам по себе способен вызвать к жизни определённую мелодию . Но об этом ниже , ибо здесь уже затрагивается психологические аспекты воздействия музыки . ( Есть мнение , что в природе , в ритмических процессах , нет чередования сильных и слабых долей , - т . е . пульсаций . Сильные и слабые доли « устанавливает » сам живой организм в процессе резонанса . К примеру : тиканье маятника в часах . Маятник всегда тикает равномерно , однако человеческое ухо всегда слышит « новую музыку » в этом тиканье , особенно , если тикают несколько часов в одной комнате . Ухо воспринимает некую « симфонию » тиканья , которую же само для себя и « устанавливает ». И эта « симфония » бывает иногда такой разнообразной , что прислушиваться к ней можно довольно долго . Но , на самом деле , здесь скрыты большие тайны природы человека . И в этом смысле и сама музыка является большой тайной . Но способный уразуметь – уразумеет …)

Пространственный резонанс . Каждый человек сталкивался с интересным природным явлением – эхо . Это акустическое явление возникает вследствие отражения звука от различных препятствий , будь то горы , кромка леса или голые стены в большом помещении . Это очень интересное явление , создающее иллюзию необычного пространства , притягивающего яркой палитрой непонятно откуда берущихся звуков . Человек всегда бывает зачарован , столкнувшись с эхом . Ощущение , что звуки вокруг тебя живут , меняются и перемещаются в различных направлениях . Правда , иногда , это вызывает страх , ибо начинает казаться , что где - то рядом присутствует кто - то невидимый , но слышимый . Вследствие этого резонанса , вокруг каждого человека возникает индивидуальное звуковое пространство , где каждый слышит что - то своё . И поэтому это пространство вызывает целую гамму мистических ощущений . Но это – всего лишь эхо , или пространственный резонанс . Однако , в музыке это явление играет огромную роль , являясь усилителем воздействия музыки на человека . Кто из нас не испытывал магического ощущения , слыша живое звучание большого оркестра , ибо это звучание всегда порождает мощное звуковое пространство , чем , кстати , всегда пользовались все диктаторы всех времён и народов , чтобы заворожить толпу и усилить своё влияние на неё . Да и не только диктаторы …

Психологический резонанс . Постепенно , мы приближаемся к более духовно тонким аспектам влияния музыки на человека , коим и является психологический резонанс .

Каждый музыкант , выступающий с концертами , знает , что очень важно не только правильно выбрать музыкальные произведения для выступления в концерте , но и правильно эти произведения расположить в программе выступления , ибо от этого во многом зависит успех выступления . Но какое значение имеет порядок исполнения выбранных произведений ? И почему вообще надо выстраивать концерт в какой - то определённой форме ? И возникает ещё множество вопросов : что такое форма произведения ? Чем отличается восприятие малых форм в музыке ( песня , романс , пьеса и т . д .) от восприятия крупных форм ( симфония , опера , балет и т . д .)? Как видно , центральное понятие здесь - форма !

Наверное , уместно здесь вскользь упомянуть , что мир , в котором мы живем , – мир исключительно различных форм , ибо мы способны воспринимать материю лишь тогда , когда она облекается и обретает конкретную форму . Поэтому мы не можем воспринимать материю в виде радиоволны , ибо для этого нам нужен радиоприёмник , который преобразует материю волны в форму звука . Но всё , что мы воспринимаем своими чувствами , даже кажущийся нам хаос , - имеет свою форму . Однако , форма – лишь внешняя , поверхностная сторона всех вещей и событий в нашем мире ; внешнее облачение , одежда структуры , находящейся внутри любой формы . Понятие « одежды » само по себе очень не простое и очень интересное , но , к сожалению , рамки этой статьи не позволяют углубляться как в это понятие , так и в понятие организации структуры . Хотя именно в этих понятиях скрыты глубочайшие тайны мироздания , скрывающие ответы на вопросы : почему одна вещь , однажды созданная , - существует столетия и даже тысячелетия , а другая начинает разрушаться через месяц или год после создания ? Почему одни понятия волнуют людей , и всё человечество на протяжении длительного времени , постоянно возбуждая интерес к себе ( как - то : богатство , власть , желание привлечь к себе внимание и прославиться , и т . п .). А другие понятия ( мудрость , заключённая в святых книгах , или желание совершенствоваться в своей профессии с целью получения новых знаний , или уважение к традициям и историческому опыту , который , порой , содержит давно готовые ответы на актуальные сегодня вопросы , и т . п .) – не вызывают большой интерес у большинства , хотя именно эти понятия и являются очень важными для правильного понимания современной ситуации . И все эти ответы скрыты в понятии « структура ». Далее , придётся немного остановиться на понятии « структурное мышление », ибо человек , обладающий таким мышлением , способен видеть не только внутреннюю связь между вещами и явлениями , но также и то , что объединяет эти вещи и события : т . е . – некую духовную суть , из которой « вырастают » различные , и , на первый взгляд , не имеющие между собой ничего общего , формы этого мира . И это очень обширная тема , и понимающий – поймёт …

Но , возвратимся к музыке . Человек пришёл на концерт , прослушал программу музыкальных произведений , и … остался недоволен . Вроде музыки было много , а ему , всё - таки , чего - то не хватило для его эмоционального удовлетворения . Или наоборот : после другого концерта он выходит как бы заряжённый внутренней энергией . В чём здесь дело ?

Условно говоря , человека можно представить в виде набора неких психологических механизмов , связанных в систему структур , взаимодействующих между собой . И когда человек сталкивается с другой структурной системой ( к примеру , – музыкальный концерт ), организованной аналогичным образом , возникает психологический резонанс , который и « подзаряжает » человека эмоциональной энергией , улучшая его настроение и психологическое состояние . И наоборот ! Таким образом , поиск малых форм ( песня , пьеса , и т . д .), являющихся элементами более крупной формы ( форма концерта ), и выстраивание всего этого определённым образом , - позволяет регулировать влияния и воздействия одних структур на другие .

Довольно очевидно , что психологический резонанс есть более высокий уровень обобщения акустического , ритмического и пространственного резонансов , объединяя их в систему более высокого духовного порядка . Конечно , все эти объяснения носят довольно условный характер , давая лишь возможность обрисовать всего лишь некие контуры этих понятий , причём , лишь чисто внешние , даже не задевающие более глубокой сути . И очевидно , что возникающих вопросов гораздо больше , чем исчерпывающих ответов на них . Но , в жизни , чаще бывает важнее поставить вопрос . Ибо , если нет вопроса , то и нет даже шанса получить хоть какое - нибудь объяснение или представление о данной теме .

И вот , мы подошли к наиболее сложной и спорной эзотерической части понятий резонанса .

Душевный или мистический резонанс . Как ни странно , но именно всё , что связано с душой человека , вызывает наименьшее количество вопросов у самого человека . Природа человека , увы , такова , что его больше интересуют инопланетные цивилизации , чем строение его собственной души . Изучением строения и свойств души занимаются пожалуй что профессиональные психологи , да религиозные евреи , изучающие Талмуд и духовное религиозное наследие , передающееся по традиции от одного мудреца к другому . Но , именно в этой области , музыка обладает уникальнейшим опытом , ибо музыка – сейчас , пожалуй , единственная область человеческой деятельности , где восприятие – исключительно качественное . О чём речь ?

Музыку можно записать в количественных символах : в виде нотных знаков , цифр , графических схем , и т . п . И всё это в музыке есть . Но когда человек слушает музыку , он её воспринимает исключительно в виде эмоциональных образов ( образы природы , моря , неба и т . п .), или ощущений ( ощущения радости или грусти , счастья или горя , и т . д .). То есть , человек воспринимает музыку как качество эмоционального состояния , но никак не в виде количественных эквивалентов . К примеру : при прослушивании музыки , воображение не рисует слушателю ноты этой музыки . Хотя , лицезрея , скажем , автомобиль , - воображение , сражу же , по его внешнему виду даёт представление об его мощности , грузоподъёмности и прочих количественных характеристик . Эти сравнения , опять - таки , довольно условные . Но для того , чтобы человеку сочинить какую - либо мелодию , необходимо всего лишь наличие вдохновения и элементарных навыков владения каким - либо музыкальным инструментом . Когда же человек хочет построить дом , ему необходимо обладать помощью довольно обширных знаний из области сопротивления материалов , расчёта устойчивости конструкций и т . д . То есть , - профессиональными знаниями . Но очень часто мелодия , сочинённая дилетантом , становится шлягером века ( например , всемирно известная песня « Бесаме Мучо »), ибо , сочиняя музыку , человек почти полностью подчиняется своей интуиции , что практически невозможно в технике , хотя и здесь интуиция играет далеко не последнюю роль . Но и не первую , ибо на первом месте в технике всегда стоит расчёт . Но что такое интуиция ?

Говоря серьёзно , здесь мы можем строить только предположения , ибо интуиция , как и понятие души , лежат за пределами научно - материалистического восприятия мира . А какое ещё существует восприятие ?

Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос , рассмотрим одно очень необычное , но интересное свойство музыки : когда из какого - либо акустического инструмента извлекаются хотя бы два звука , то всегда , и я подчёркиваю , – всегда , вследствие резонанса возникает так называемый « третий звук ». Правда , далеко не всегда , он бывает явственно различим и отличаем от исходных двух , но современные измерительные приборы позволяют довольно чётко его зафиксировать . И получается интересная картина : каждые два исполняемые звука , всегда порождают третий звук , который исполнитель непосредственно не извлекает из музыкального инструмента , но , который конкретно звучит и участвует в музыкальной палитре любого исполнения . То есть : в исполнении этого звука нет , но в звучании он есть . И это « третий звук » также воздействует на слушателя , как и те два , что его породили . Для слушателей , воспитанных в рамках канонов Западной музыкальной культуры , само понятие « третий звук » – довольно условное и расплывчатое , ибо , в силу определённых ( в частности – исторических ) причин , Западная культура почти полностью игнорировала это понятие , считая « третий звук » проявлением тёмных сил . Но в Восточной музыкальной культуре ( более подробно о музыкальных культурах – в статье « Музыка и Храм »), « третий звук » является основополагающим и центральным понятием . И вся музыка этой культуры связана только с « третьим звуком ». Сама же Восточная музыкальная культура , как известно , ориентирована исключительно на формирование медитативного состояния у слушателя . То есть , эта музыка направлена на создание индивидуального для каждого человека духовного пространства , где человеку могут открываться совершенно иные горизонты видения и понимания окружающего .

И , в связи с этим , возникает ещё один очень интересный , но , на первый взгляд , парадоксальный вопрос : а что появилось раньше : два звука , которые породили « третий звук », или « третий звук », который , зазвучав в голове музыканта , « вынудил » его извлечь эти два звука ? Или , другими словами : что более сильно влияет на человека : звуки , которые он извлекает сам , или этот « третий звук », порождённый теми двумя ?

Тот , кто найдёт ответ на этот вопрос , сможет , по - видимому , постичь не только все тайны музыки …

Но , если представить себе , что в каждом из нас есть его « третий звук », тогда восприятие музыки каждым человеком становится индивидуально - уникальным процессом , и , при этом , - очень интимным , ибо каждый человек тогда « ищет » именно ту музыку , которая резонирует с его внутренним « третьим звуком ». Это , в какой - то мере , объясняет , почему нет на земле двух людей с одинаковым музыкальным вкусом и одинаковыми музыкальными потребностями , да которые ещё одинаково бы воспринимали одну и ту же музыку . И , можно очень далеко зайти , развивая эти предположения …

Но , с учётом всего вышеизложенного , вернёмся к самому первому вопросу : возможен ли иной путь обучения музыки , отличающегося от традиционного ? То есть , без необходимости в многолетних , каждодневных , многочасовых тренировок по овладению музыкальными упражнениями и гаммами ?

Есть опыт , который говорит « Да !». Это возможно ! Но для этого необходимо изменить наши привычные ( для людей , сформировавшихся в рамках Западной музыкальной культуры ) представления о музыке . И главным инструментом в этом процессе является развитие структурного мышления и структурного сознания . Что это такое ?

Если представить себе эволюцию Западной музыкальной культуры как некую единую структуру , то возникает довольно интересная картина : древнегреческий философ Платон , примерно 2500 лет тому назад сформулировал некую музыкальную теорию , на которой и строилась в дальнейшем сама Западная музыкальная культура . В основе этой теории лежат сугубо материалистические представления о природе звука , рассматривая сам звук , как чисто физическое явление ( она довольно подробно излагается во многих учебниках по теории музыки ). Музыкальная практика , реализуя эту теорию , формировала и развивала не только новые музыкальные стили , жанры и направления , но и изменяла и усложняла музыкальные инструменты , которые , в свою очередь , изменяли понятия и представления о музыкальном ансамбле и оркестре . Понадобилось примерно 2000 лет становления и формирования музыкальной практики , чтобы теория Платона получила максимальное воплощение в период классицизма , где каждая нота в музыкальном произведении была теоретически обоснована и объяснена . Эпоха классицизма в музыке подобна вершине горы , перевалив через которую , началось уже время отрицания постулатов этой теории . На смену классицизму пришёл период романтизма , который стал подвергать сомнению незыблемость связи каждой ноты в мелодии с каждой нотой в сопровождающих эту мелодию аккордов . Связь , на которой была основана музыка периода классицизма . Последующие периоды в этой эволюции отрицали уже что - то другое в теории , ставшей уже классической в то время . И т . д . и т . п . В начале 20 века это отрицание дошло до некого абсурда , когда авангардная музыка использовала скрипку как ударный инструмент , а в звуках барабана искали особую мелодию …

На первый взгляд – очевидна деградация и упадок в музыке , ибо любой отказ в следовании законам классической музыкальной теории , приводил к мелодическому обеднению и исчезновению напевности в мелодических темах . В музыке 20 века стали реже и реже встречаться красивые и напевные мелодии , изобилующие в музыке 17 – 19 веков . Но , зато , музыка 20 века стала насыщаться сложными и мощными ритмами ( в музыке Бартока , Рихарда Штрауса , Стравинского и др .). Ритмическое начало вышло на первое место перед напевностью .

Этот этап сменился творческими поисками в области звукового пространства и акустического объёма звучания . Огромные возможности здесь предоставила современная электронная техника .

На смену этому периоду пришло время музыки , воздействующей уже не на эстетическое начало , а на подсознание и психологию человека . Появились психоделические музыкальные представления с большим набором световых и пространственных эффектов .

Я не хочу здесь подробно разбирать динамику и особенности чередования каждого этапа музыкальной эволюции . Моя задача – дать некий общий контур этой динамики , чтобы обратить внимание на некоторые закономерности в совпадениях содержания периодов музыкальной эволюции и видов резонанса . И здесь , невольно , напрашивается некая аналогия : разбирая структуру резонанса , было выделено пять видов ; музыкальную эволюцию тоже можно условно представить в пяти периодах :

период мелодического развития – ( по аналогии – акустический резонанс )

период развития ритмов – ( по аналогии – ритмический резонанс )

период электронно - пространственной музыки – ( по аналогии – пространственный резонанс )

период компиляционной музыки ( музыка , составленная из отрывков ранее записанной музыки и обработанной с помощью современных компьютерных технологий ) – ( по аналогии – психологический резонанс )

период «?» – ( по аналогии – мистический или душевный резонанс )

Период «?». Здесь , как - то напрашивается мысль , что следующим этапом музыкальной эволюции будет этап гипнотической и медитационной музыки , которая будет уже воздействовать , скорее , как психотронное средство , схожее с гипнозом или с наркотическим состоянием , вызывающим различные видения и грёзы , уводящие и помещающие человека в другое психологическое и пространственное измерение .

Но нужно отметить , что , с точки зрения материалистического мироощущения , которое основано на научных методах познания , - изотерический или душевный резонанс совершенно не понятен , ибо не вписывается в научные представления об устройстве нашего мира , основанные на том , что всё новое в нашем мире появляется вследствие эволюционного изменения старого . Религиозное же мироощущение , основанное на том , что наш мир создан по определённому плану , и управляется Тем , Кто его создал , - исходит из того , что в человеке уже от рождения заложены определённые качества и свойства ( т . е . в человеке с самого рождения уже есть его « третий звук »). И эти качества и направляют развитие человека , побуждая его действовать тем или иным образом ( т . е . его « третий звук », звуча в подсознании , направляет человека на создание соответствующей музыки . И , получается как бы обратная картина : не музыка рождает « третий звук », а наоборот ).

Конечно же , всё изложенное выше , - всего лишь предположение , основанное на принципах структурного мышления и структурного восприятия окружающего . И пример анализа эволюции музыки – лишь демонстрация того , как работает структурное мышление . Структурное мышление ( способность воссоздавать структуру по её отдельным элементам , и соединять различные структуры в единую систему ), структурное мироощущение ( способность видеть и воспринимать окружающее в виде структур ), структурный анализ ( изучение связи между элементами как внутри одной структуры , так и внутри системы структур ) – инструменты познания окружающего нас мира . Но , чтобы эффективно пользоваться этими инструментами , нужно всегда помнить , что структурный анализ всегда начинается с необходимости отделить очевидное ( т . е . то , что существует как факт ) от предполагаемого . Это разделение необходимо для сохранения ясности видения рассматриваемого вопроса .

Возвращаясь к рассмотрению музыкальной эволюции как единой структуры , с точки зрения структурного анализа , вначале очень важно выделить в этой эволюции то общее , что присуще всем её периодам , и определить , тем самым , область , где начинаются различия , и начинаются , собственно , эволюционные изменения . После этого можно строить различные предположения . Такое разделение , в конечном счёте , даёт возможность человеку увидеть то место в этой эволюционной структуре , где может находиться его личный « третий звук », и попытаться услышать « свою внутреннюю музыку ». И когда человек начинает слышать « свою музыку », то ему будет довольно легко воспроизвести её на каком - либо музыкальном инструменте .

Однажды , к одному преподавателю музыки обратился человек лет 35 с просьбой научить его играть на фортепиано . Этот человек не мог объяснить , какой музыке он хочет обучиться , но про фортепиано он знал точно . Оказалось , что он уже « слышал » свою внутреннюю музыку , и её звучание не было похоже ни на что , уже созданное в мире ранее . Его музыка , по его словам , - очень необычная .

Что сделал преподаватель ? Он предложил этому человеку нажать любую клавишу на фортепиано и внимательно прислушаться к этому звуку . Потом , путём простого подбора нажатий других клавиш , найти второй звук , связанный с первым , и соответствующий его внутренней музыке . Далее , таким же образом , найти и все остальные звуки .

Несколько дней этот человек искал свой второй звук . На поиск третьего звука у него уже ушло немного меньше времени . На поиск четвёртого – ещё меньше времени . И уже через несколько недель он действительно играл какую - то очень необычную , но довольно интересную музыку .

Первой не выдержала его жена , которая посчитала , что этот процесс отбирает у неё не только мужа , но и отрывает его от жизни , ибо он целыми днями напролёт сидел за фортепиано и « искал » свои звуки . Её бунт закончился семейными напряжениями , и этот человек вынужден был прервать свои поиски .

Но потом , он долго вспоминал этот период , как один из самых счастливых и творчески плодотворных в его жизни . Как ни странно , но этот человек , вскоре , после этих событий , стал очень интересным и искусным ювелиром и художником , картины которого пользуются довольно большим спросом . Но к музыке он так больше и не вернулся , ибо , по его словам , он испугался стать « музыкальным наркоманом ».

Иерусалим , май , 2008.

«Мир Торы»


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.