Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Обязательно ли в субботу есть хлеб?

Темы: Трапеза, Суббота, Забота о здоровье, Еда, Хлеб

Отложить Отложено

Можно ли в шаббат не есть хлеб? 1. Я питаюсь сырыми фруктами, овощами, да и то раздельно. Читал и читаю исследования по поводу правильного питания и опыт людей питающихся так и понял вполне очевидную вещь: что при термической обработке большая часть элементов погибает. Поэтому перешел на живую еду. Чувствую себя лучше, зависимости от еды нету, голова соображает лучше, в день достаточно пару фруктов и/или овощей и всё. А когда ел обычно, то не насыщался, клонило в сон до и после еды (то есть, большую часть дня), не высыпался, ну и личная аллергия на пищевые добавки проявлялась на коже, тяжело утром вставать, мысли о еде. 2. Но в шаббат продолжаю пока есть немного обычной еды (ну и в Пурим) — например хлеб, и наутро лежит она мертвым грузом в теле, тяжело просыпаться. И мешает, тормозит переходу на живую еду и очистительному процессу. Т.к. для перехода на такое питание нужно восстановить микрофлору кишечника, которая только страдает от убитой огнём пищей. Поэтому вопрос: можно ли не есть хлеб в Шаббат? Т.к., насколько я понимаю, есть законы, завязанные на хлеб. 3. ХаШем в Берейшит говорит Адаму, что будет ему в пищу. Видно, что ХаШем лучше знает, и также современные (непопулярные) исследования подтверждают очевидную истину. Следуя диете, предложенной ХаШемом, можно выполнить заповедь беречь тело, данное нам. И сказал Б-г: «Вот Я дал вам всякую траву семяносную, что на поверхности всей земли, и всякое дерево, на котором плод дерева, семяносный, вам будет это в пищу». Но есть постановление дерабонан (мудрецов) для людей, отошедших от изначальной гармонии, что сеуда (трапеза) — это с хлебом. [Это выводят] из слова «и насытишься». Но что делать, если Я насыщаюсь лучше от плодов, и больше ОНЕГа (удовольствия) и легкости, и голова лучше соображает для учебы, и ко сну не клонит, а от термически обработанной пищи через полчаса снова кушать хочется. Про то, что после потопа все кушают мясо и мы возвышаем, это очень хорошо, я никому не хотел бы мешать, но я не способен возвысить мясо, да и мешает и учебе, и молитве, и в прочих аспектах жизни, т.к. моё пищеварение не настолько сильное. Некоторые, конечно, могут переваривать, условно говоря, и гвозди — я нет. Чем меньше ем и чем легче, тем лучше, и тело в порядке. Кто-то может заливать бензин в машину не тот, который задумал Архитектор, и машина будет ездить (но долго не проездит, как мы, например, живём меньше, чем поколения до потопа), а я могу только то заливать, что придумал Архитектор. 4. Мудрецы, зная Рацон ХаШем (волю Всевышнего), иногда даже отодвигали Деорайту (заповеданное Торой) — например, постановление здороваться с использованием имени Творца — Шалом, которое ввёл отец царя Давида (Масехет Брахот). Маккавеи, которые пошли ради Всевышнего на войну, хотя в том количестве, которое у них было, это смерть, и нарушали тем самым заповедь не подвергать жизнь опасности. Если я понимаю, что Рацон ХаШем, по крайней мере, для меня (на основе специфики тела, ума) — есть сырые фрукты и овощи, и подтверждено Торой (надо заботиться о теле, список пищи для Адама сказан в Берейшит, и опыт говорит, что для меня он тоже лучший список), подтверждено и здравым смыслом, и наукой тоже, и собственным опытом, и чужим опытом, и ощущаю негативное влияние и порчу для здоровья хлебных мучных изделий и прочей термически обработанной пищи, то что мне делать, может ли какой-то галахический авторитет на основе этих соображений и даже деОрайты отодвинуть дерабонан? С кем можно обсудить эту тему? Возможно ли найти разрешение галахическое в данной ситуации? Чтобы мне идти по чьей-то шите (мнению, системе), а не ставить себя вне галахи и общества. Другое дело — Песах с мацой, там нужно есть как память об отцах наших и об избавлении, но в Шаббат и другие дни, когда дело не в зикароне (памяти), а заповедано делать СЕУДУ (которая по галахическим понятием только с хлебом), от этого мне никакого онега и для насыщения ничего не даёт, но негативные последствия даёт.

J.

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый J.,

Я задал Ваш вопрос раву Ушеру Вайсу, который живёт рядом со мной здесь в Иерусалиме, в Рамоте, и является большим галахическим авторитетом. Он предложил Вам всё же съедать кэзаис (объёмом с оливку) хлеба на первую и вторую трапезу в субботу. Кэзаис это совсем чуть-чуть, полтора кусочка хлеба. Можно купить органический хлеб, без химических добавок. Основываясь на том, что Вы мне написали, вернее, на том, как я ему это передал, рав Вайс не увидел достаточной причины освободить Вас от кэзаиса хлеба. Однако если Вы встретитесь с ним лично и обсудите более подробно те причины, по которым не хотите есть хлеб в субботу, возможно, он согласится, что это оправдано. Он принимает около 8 утра у себя в кабинете в синагоге Чехнов в Рамоте Гимель. Есть немало других авторитетов. Если Вам нужно узнать, с кем именно стоит посоветоваться и какой Рав принимает недалеко от Вашего дома, думаю, что смогу помочь Вам найти подходящего Рава и узнать, как с ним связаться.

Что касается Вашего предположения, что по Торе лучше питаться овощами, позвольте с Вами не согласиться! В недельной главе мы читали про кошерных животных — если бы Тора считала, что употребление мяса опасно для здоровья, она бы не разрешила есть мясо животных, птиц, рыб, насекомых, пить молоко, есть мёд и т.д. Ведь есть известное правило — саканта хамира мэ-исура — т.е. неоправданно подвергнуть свою жизнь опасности — хуже, чем нарушить запрет Торы. Если бы употребление этих продуктов было опасно для жизни, Тора, несомненно, запретила бы их. Конечно, даже разрешённым можно злоупотребить. Необходимость самоограничения — это одно из испытаний, с которым мы сталкиваемся постоянно.

Действительно, сказано, что до потопа все были вегетарианцами, но есть множество доказательств того, что природа вообще во многом изменилась после Потопа. В том числе, изменилась продолжительность жизни, как Вы верно заметили. Я подозреваю, что в наше время, даже человек, который будет питаться исключительно овощами, не проживёт 950 лет. Мне также неизвестно, чтобы современные долгожители были именно вегетарианцами. Грузинские аксакалы, например, насколько мне известно, питаются, в основном, мясом.

Мне кажется, причина того, что в наше время многие люди не воспринимают различные виды пищи, заключается в общей деградации физического мира. Это постепенное разрушение упоминает Рамхаль в книге Даас Твунос.

В Талмуде, в частности, в трактате Брохос упоминаются чрезвычайно обильные трапезы, состоящие из многих блюд, большого количества вина и т.д. Я думаю, что любой современный человек, даже самый здоровый, после такой трапезы отправился бы прямо в больницу — если не на кладбище. Рамбам говорит, что человек должен съедать две трети от того, что ему хочется. А в наше время человек может съесть орешек и задохнуться в результате аллергической реакции. То есть, человек становится слабее и слабее.

А что происходит с едой? Большинство из нас питается в той или иной степени обработанными продуктами, которые содержат огромное количество различных химикатов, не говоря о жирах и прочей гадости. Люди едят вещи, которые вообще не содержат в себе ничего питательного, и пьют кока-колу. Не удивительно, что мы нажили себе новые, неизвестные нашим предкам болезни. Поэтому человек, который плохо воспринимает определённые виды пищи, конечно, должен остерегаться и питаться самым подходящим для него образом.

В любом случае, желаю Вам здоровья. Не забывайте, что с точки зрения Торы идеал — это начать питаться с единственной целью: получить силы для выполнения воли Вс-вышнего. Каким именно образом, с помощью какой именно диеты Вы сможете добиться этого — не так важно. Удачи Вам.

С уважением, Берл Набутовский

Читайте:

Что гуманно?

У меня навязчивая потребность в сладком

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».