Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Обязательно ли в субботу есть хлеб?

Темы: Трапеза, Суббота, Забота о здоровье, Еда, Хлеб, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Можно ли в шаббат не есть хлеб? 1. Я питаюсь сырыми фруктами, овощами, да и то раздельно. Читал и читаю исследования по поводу правильного питания и опыт людей питающихся так и понял вполне очевидную вещь: что при термической обработке большая часть элементов погибает. Поэтому перешел на живую еду. Чувствую себя лучше, зависимости от еды нету, голова соображает лучше, в день достаточно пару фруктов и/или овощей и всё. А когда ел обычно, то не насыщался, клонило в сон до и после еды (то есть, большую часть дня), не высыпался, ну и личная аллергия на пищевые добавки проявлялась на коже, тяжело утром вставать, мысли о еде. 2. Но в шаббат продолжаю пока есть немного обычной еды (ну и в Пурим) — например хлеб, и наутро лежит она мертвым грузом в теле, тяжело просыпаться. И мешает, тормозит переходу на живую еду и очистительному процессу. Т.к. для перехода на такое питание нужно восстановить микрофлору кишечника, которая только страдает от убитой огнём пищей. Поэтому вопрос: можно ли не есть хлеб в Шаббат? Т.к., насколько я понимаю, есть законы, завязанные на хлеб. 3. ХаШем в Берейшит говорит Адаму, что будет ему в пищу. Видно, что ХаШем лучше знает, и также современные (непопулярные) исследования подтверждают очевидную истину. Следуя диете, предложенной ХаШемом, можно выполнить заповедь беречь тело, данное нам. И сказал Б-г: «Вот Я дал вам всякую траву семяносную, что на поверхности всей земли, и всякое дерево, на котором плод дерева, семяносный, вам будет это в пищу». Но есть постановление дерабонан (мудрецов) для людей, отошедших от изначальной гармонии, что сеуда (трапеза) — это с хлебом. [Это выводят] из слова «и насытишься». Но что делать, если Я насыщаюсь лучше от плодов, и больше ОНЕГа (удовольствия) и легкости, и голова лучше соображает для учебы, и ко сну не клонит, а от термически обработанной пищи через полчаса снова кушать хочется. Про то, что после потопа все кушают мясо и мы возвышаем, это очень хорошо, я никому не хотел бы мешать, но я не способен возвысить мясо, да и мешает и учебе, и молитве, и в прочих аспектах жизни, т.к. моё пищеварение не настолько сильное. Некоторые, конечно, могут переваривать, условно говоря, и гвозди — я нет. Чем меньше ем и чем легче, тем лучше, и тело в порядке. Кто-то может заливать бензин в машину не тот, который задумал Архитектор, и машина будет ездить (но долго не проездит, как мы, например, живём меньше, чем поколения до потопа), а я могу только то заливать, что придумал Архитектор. 4. Мудрецы, зная Рацон ХаШем (волю Всевышнего), иногда даже отодвигали Деорайту (заповеданное Торой) — например, постановление здороваться с использованием имени Творца — Шалом, которое ввёл отец царя Давида (Масехет Брахот). Маккавеи, которые пошли ради Всевышнего на войну, хотя в том количестве, которое у них было, это смерть, и нарушали тем самым заповедь не подвергать жизнь опасности. Если я понимаю, что Рацон ХаШем, по крайней мере, для меня (на основе специфики тела, ума) — есть сырые фрукты и овощи, и подтверждено Торой (надо заботиться о теле, список пищи для Адама сказан в Берейшит, и опыт говорит, что для меня он тоже лучший список), подтверждено и здравым смыслом, и наукой тоже, и собственным опытом, и чужим опытом, и ощущаю негативное влияние и порчу для здоровья хлебных мучных изделий и прочей термически обработанной пищи, то что мне делать, может ли какой-то галахический авторитет на основе этих соображений и даже деОрайты отодвинуть дерабонан? С кем можно обсудить эту тему? Возможно ли найти разрешение галахическое в данной ситуации? Чтобы мне идти по чьей-то шите (мнению, системе), а не ставить себя вне галахи и общества. Другое дело — Песах с мацой, там нужно есть как память об отцах наших и об избавлении, но в Шаббат и другие дни, когда дело не в зикароне (памяти), а заповедано делать СЕУДУ (которая по галахическим понятием только с хлебом), от этого мне никакого онега и для насыщения ничего не даёт, но негативные последствия даёт.

J.

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый J.,

Я задал Ваш вопрос раву Ушеру Вайсу, который живёт рядом со мной здесь в Иерусалиме, в Рамоте, и является большим галахическим авторитетом. Он предложил Вам всё же съедать кэзаис (объёмом с оливку) хлеба на первую и вторую трапезу в субботу. Кэзаис это совсем чуть-чуть, полтора кусочка хлеба. Можно купить органический хлеб, без химических добавок. Основываясь на том, что Вы мне написали, вернее, на том, как я ему это передал, рав Вайс не увидел достаточной причины освободить Вас от кэзаиса хлеба. Однако если Вы встретитесь с ним лично и обсудите более подробно те причины, по которым не хотите есть хлеб в субботу, возможно, он согласится, что это оправдано. Он принимает около 8 утра у себя в кабинете в синагоге Чехнов в Рамоте Гимель. Есть немало других авторитетов. Если Вам нужно узнать, с кем именно стоит посоветоваться и какой Рав принимает недалеко от Вашего дома, думаю, что смогу помочь Вам найти подходящего Рава и узнать, как с ним связаться.

Что касается Вашего предположения, что по Торе лучше питаться овощами, позвольте с Вами не согласиться! В недельной главе мы читали про кошерных животных — если бы Тора считала, что употребление мяса опасно для здоровья, она бы не разрешила есть мясо животных, птиц, рыб, насекомых, пить молоко, есть мёд и т.д. Ведь есть известное правило — саканта хамира мэ-исура — т.е. неоправданно подвергнуть свою жизнь опасности — хуже, чем нарушить запрет Торы. Если бы употребление этих продуктов было опасно для жизни, Тора, несомненно, запретила бы их. Конечно, даже разрешённым можно злоупотребить. Необходимость самоограничения — это одно из испытаний, с которым мы сталкиваемся постоянно.

Действительно, сказано, что до потопа все были вегетарианцами, но есть множество доказательств того, что природа вообще во многом изменилась после Потопа. В том числе, изменилась продолжительность жизни, как Вы верно заметили. Я подозреваю, что в наше время, даже человек, который будет питаться исключительно овощами, не проживёт 950 лет. Мне также неизвестно, чтобы современные долгожители были именно вегетарианцами. Грузинские аксакалы, например, насколько мне известно, питаются, в основном, мясом.

Мне кажется, причина того, что в наше время многие люди не воспринимают различные виды пищи, заключается в общей деградации физического мира. Это постепенное разрушение упоминает Рамхаль в книге Даас Твунос.

В Талмуде, в частности, в трактате Брохос упоминаются чрезвычайно обильные трапезы, состоящие из многих блюд, большого количества вина и т.д. Я думаю, что любой современный человек, даже самый здоровый, после такой трапезы отправился бы прямо в больницу — если не на кладбище. Рамбам говорит, что человек должен съедать две трети от того, что ему хочется. А в наше время человек может съесть орешек и задохнуться в результате аллергической реакции. То есть, человек становится слабее и слабее.

А что происходит с едой? Большинство из нас питается в той или иной степени обработанными продуктами, которые содержат огромное количество различных химикатов, не говоря о жирах и прочей гадости. Люди едят вещи, которые вообще не содержат в себе ничего питательного, и пьют кока-колу. Не удивительно, что мы нажили себе новые, неизвестные нашим предкам болезни. Поэтому человек, который плохо воспринимает определённые виды пищи, конечно, должен остерегаться и питаться самым подходящим для него образом.

В любом случае, желаю Вам здоровья. Не забывайте, что с точки зрения Торы идеал — это начать питаться с единственной целью: получить силы для выполнения воли Вс-вышнего. Каким именно образом, с помощью какой именно диеты Вы сможете добиться этого — не так важно. Удачи Вам.

С уважением, Берл Набутовский

Читайте:

Что гуманно?

У меня навязчивая потребность в сладком

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше