Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Наши нееврейские рабочие работают в Шаббат. Есть ли в этом проблема?

Темы: Суббота, Неевреи, Тора и бизнес, Яков Шуб

Отложить Отложено

Наш бизнес покупать старые дома в нееврейских районах, ремонтировать и продавать. Рабочие, кто делает ремонт, неевреи, и договор с ними посдельно — по работе. Иногда они работают в шабат, так как им так удобно. Есть проблема?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Для того чтобы ответить на него, необходимо разобрать два вопроса:

1. Разрешено ли, чтобы нееврей выполнял работу для еврея в субботу, если оплата производиться на сдельной основе?

2. Существует ли запрет мар-ит аин? Т.е. можно ли опасаться, что другие евреи, когда узнают, что неевреи ведут строительные работы в доме еврея, будут думать, что он специально нанимает неевреев для работы в субботу и, тем самым, нарушает запрет мудрецов амира лэ-акум (просить нееврея выполнить работу для еврея в субботу)?

Рассмотрим эти вопросы.

1. В комментариях к концу первой главы трактата Авода Зара ришоним (ранние комментаторы) обсуждают вопрос о том, является ли работа нееврея в субботу на сдельной основе (кабланут) — нарушением запрета амира лэ-акум. Имеется в виду: договор с неевреем был заключен таким образом, что оплата оговорена заранее и производится по окончании определенного объема работ (кабланут), а не, как обычно, по часам.

Ранние комментаторы приводят два объяснения, почему работа на сдельной основе разрешена. Во-первых, после того, как нееврей обязался выполнить определенный объем работ и по окончании предоставить результат еврею, считается, что теперь он работает «на себя» и не является посланником еврея. В таком случае, даже если он по собственной инициативе решает работать в субботу, то делает это в личных целях, чтобы быстрее завершить работу и получить оплату (Тосафот, Авода зара 21 б). Во-вторых, еврей не получает пользы от того, что нееврей выполнил работу именно в субботу, поскольку с таким же успехом у того была возможность выполнить ее в будний день (Ран на комментарий Рифа 6 б, Авода зара).

Получается, если работа производится на сдельной основе (кабланут), это не является нарушением запрета просить нееврея сделать для еврея работу в субботу.

2. Даже когда работа производится на сдельной основе, мудрецы опасались мар-ит аин (см. выше). Поэтому при обычных обстоятельствах даже работа на сдельной основе будет запрещена из-за маар-ит аин (Шулхан Арух 244:1).

Однако есть ситуации, когда опасения мар-ит аин не существует. Например, когда строительные работы производятся за пределами города, в месте, где не проживают евреи (Шулхан Орух 244:1).

Мааршам (Респонсы 2:123) рассматривает такую ситуацию: еврей покупал землю, нанимал неевреев, чтобы строить на ней дома, и снова продавал. При этом никто не знал, что земля принадлежит еврею, а на заборе, огораживавшем стройку, висела табличка, что работы производятся нееврейской строительной компанией. Мааршам пришел к заключению, что в данном случае также нет опасения мар-ит аин, и разрешил производить строительные работы на сдельной основе.

В принципе, это во многом напоминает Вашу ситуацию, тем более, если, как Вы пишете, дома покупаются в нееврейских районах. В любом случае, необходимо обратиться к компетентному раввину и описать подробно всю ситуацию, т.к. могут быть некоторые детали, имеющие значение для конкретного решения.

С уважением, Яков Шуб

Читайте:

Можно ли слушать радио в субботу, включив его заранее?

Что можно нееврею делать для еврея в субботу?

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).