Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли в субботу играть в игру «Эрудит»?

Темы: Суббота, 39 мелахот, Яков Шуб, Игра

Отложить Отложено

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли в шабат играть в настольную игру Скрабл (русская версия называется Эрудит). Заранее благодарна за ответ.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос. В игру «Эрудит» разрешено играть в субботу, если в другие дни недели во время игры не ведется запись очков. Если же обычно во время игры ведется запись очков, то в субботу играть в неё будет запрещено, т.к. существует опасение, что игроки начнут записывать результаты.

Суть игры «Эрудит» заключается в составлении слов на игровом поле из уже имеющихся отдельных букв. Для того чтобы понять, разрешено ли играть в такую игру в субботу, необходимо разобрать три вопроса:

1. Является ли «писанием» (котэв), одной из 39 работ, запрещенных в субботу, составление слов из уже имеющихся отдельных букв?

2. Является ли «писанием» установление букв в ячейки на игровом поле?

3. Существует ли запрет играть в субботу в игры, в процессе которых обычно ведется запись очков?

Рассмотрим каждый из этих вопросов.

1. В Гемаре Шабат (104 б) сказано: человек, который написал в субботу одну букву в одном городе, а другую — в другом городе, нарушил запрет из Торы. Гемара объясняет: причина этого в том, что достаточно лишь приблизить буквы друг к другу, чтобы они оказались рядом. В свою очередь, чтобы нарушить запрет Торы писать в субботу, достаточно написать две буквы рядом — это минимальное количество, «необходимое» для нарушения.

Соответственно, можно сделать вывод: если бы буквы были написаны до субботы, то сближать и разъединять их было бы разрешено. Иными словами, в субботу запрещено именно писать буквы, а составление слов из уже имеющихся букв не запрещено (Маамар Мордехай 317, Авнэй Нэзэр 210, Шмират Шабат кэ-Илхата 9, прим. 48).

2. Автор Маген Авраам (340:10) полагает, что в субботу запрещено пришивать серебряные буквы к ткани, т.к. это действие является нарушением запрета письма (Мишна Брура 340:22). Т.е. по мнению Маген Авраама, хотя буква была изготовлена до субботы, ее прикрепление к какому-либо предмету рассматривается как писание на этом предмете и, соответственно, будет запрещено. Поскольку, по мнению Маген Авраама, запрет в данном случае заключается в помещении букв на существующую поверхность, что уподобляет это действие писанию, понятно, что речь идёт о прикреплении букв к ткани на продолжительный срок/навсегда (Орхот Шабат 15:25, см. также Игрот Мойше, Орэх Хаим 1:135). Соответственно, в игре «Эрудит», где буквы устанавливаются в ячейки на игровом поле только на время игры, чтобы не смешивались, такого запрета не существует.

Кроме того запрет действует только в ситуации, когда буква прежде была как бы «вырезана», не была ни к чему прикреплена. Однако если буква была уже написана на чём-то, например, на бумаге, то прикрепление листа бумаги с написанной буквой не будет считаться «писанием», ведь у этой буквы уже существует своя «поверхность» — то, на чём она написана (Шмират Шабат кэ-Илхата 16, прим. 64). Что касается игры «Эрудит», то буквы в ней уже написаны на пластмассовых или деревянных фишках. Соответственно, установление фишки с буквой на игровом поле не является «писанием» и не запрещено в субботу.

3. Автор Хаей Адам (38:11) пишет, что запрещено играть субботу в игры, где обычно ведется запись очков, т.к. мудрецы опасались: это может привести к тому, что человек по привычке начнет записывать результаты игры. Соответственно, если обычно в игре «Эрудит» ведут запись очков, то играть в нее субботу будет запрещено.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Запрет писать и стирать в субботу

Материалы по теме


Еврейский народ за века изгнания пережил много бед и гонений. Еврейские погромы стали таким распространенным явлением, как и антисемитизм в целом. Мы рассмотрим всю многовековую «практику» погромов: с чего все началось, как возникали погромы, какие из них имели самые ужасные последствия. Читать дальше

История еврейского народа 68. Эпидемии в Европе: черная смерть

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.

История еврейского народа 101. Польские евреи после трагедии 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.

Ам Исраэль хай 46. Черта оседлости 1820-1880. Царь Александр III

Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»

Агрессивная ассимиляция начала приносить свои плоды. Всё больше и больше евреев пренебрегали традициями и высказывали сомнение в отношении заповеданного народу Израиля пути.

13
вопросов

Новый год

Этот тест прошли 270 раз

Хорошо ли вы знаете историю этого праздника?

История еврейского народа 94. Польские евреи до событий 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Название страны, «Полин», евреи поняли как сочетание двух еврейских слов — по — «здесь» и лин - «переночуй»,

Ам Исраэль хай 3. Жуткая бойня

Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»

Богдан Хмельницкий — фигура зловещая. Стремление к свободе обернулось для евреев массовыми погромами и преследованиями.

Ам Исраэль хай 48. Времена меняются

Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»

Лозунг «Бей жидов, спасай Россию» воплощается. Погромы на юге России негласно поддерживаются царским правительством.

Хахам Цви

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Рассказывают, что во время казацкого восстания его отец, р. Яаков Ашкенази-Зак из Вильно, был захвачен в плен. Два еврея, которым удалось укрыться и спастись, видели, что он был убит во время расправы над пленными. Они сообщили об этом его молодой вдове, и раввинский суд, выслушав их свидетельства, разрешил ей создать новую семью. Спустя несколько лет она согласилась на помолвку, однако в ночь перед свадьбой, вызвав всеобщее потрясение, возвратился домой р. Яаков...