Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто продал Йосефа Потифару — мидьянитяне или ишмаэльтяне?

Темы: Йосеф, Рамбан, Комментарии, Рав Арье Гальчук

Отложить Отложено

Здравствуйте! В главе Ваешев сказано, что Йосефа из ямы достали мидьянитяне и продали ишмаэльтянам за 20 серебряников. В 37/36 написано, что мидьянитяне продали Йосефа Потифару, а в 37/1 — что Потифар купил Йосефа из рук ишмаэльтян. Помогите, пожалуйста, разобраться, как Йосеф попал в Египет. Заранее благодарен.

 

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

Спасибо за замечательный вопрос, им уже задавались известные комментаторы.

Для начала приведу Вам несколько пасуков (стихов) из книги Берешит:

1. «И сели они есть хлеб, и подняли глаза, и увидели: и вот караван ИШМАЭЛИМ идет из Гилада, и верблюды их несут пряности и бальзам, и ладан — идут чтобы свести в Египет. И сказал Йеуда братьям своим: “Что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его ИШМАЭЛИМ, а руки нашей не будет на нем, ведь брат наш, плоть наша он!” И послушались его братья» (Берешит 37:25-27).

2. «И проходили люди МИДЬЯНИМ, торговцы, и вытащили, и подняли Йосефа из ямы, и продали Йосефа ИШМАЭЛИМ за двадцать серебряных монет, и привели Йосефа в Египет» (там же, 37:28).

3. «А МЕДАНИМ же продали его в Египет Потифару, царедворцу Фараона, начальнику палачей» (там же, 37:36).

4. «А Йосеф был свезен в Египет, и купил его Потифар, царедворец Фараона, начальник палачей, египтянин, из рук ИШМАЭЛИМ, которые отвели его туда» (там же, 39:1).

Мудрецы говорят (Берешит Рабба 84:8), что его несколько раз перепродавали. Но это не может объяснить нам все противоречия, например, остается неясным, почему в одном месте (третий пасук) сказано, что Йосефа Потифару продали меданим, а в другом (четвертый пасук) — что он купил его из рук ишмаэлим.

Поэтому комментаторы, разъясняющие «простой смысл» текста (пшат), такие, как Ибн-Эзра и Рашбам, утверждают, что, поскольку Медан, Мидьян и Ишмаэль были братьями (сыновьями Авраама), речь идет об одном народе, который просто называли по-разному.

Рамбан же объясняет, что караваны верблюдов, следующие по пустыне в Египет, были специализацией ишмаэлим, поэтому братья были уверены, что и этот караван принадлежит им. Когда же они подошли ближе, выяснилось, что ишмаэлим были лишь погонщиками верблюдов, а мидьянимкупцами, владельцами товаров. Братья сами поднимают Йосефа из ямы и продают ишмаэлим. (Во втором пасуке говорится не о том, что мидьяним вытащили Йосефа из ямы, а только о том, что они проходили мимо). И ишмаэлим покупают Йосефа для мидьяним, а потом, по их поручению, продают его в Египте. Поэтому написано, что меданим, они же мидьяним, продали Йосефа в Египет, но куплен он был «из рук ишмаэлим».

Мальбим в своем комментарии предлагает другой ответ на этот вопрос. Он пишет, что, хотя братья и намеревались избавиться от Йосефа, они не хотели делать этого своими руками, ведь он был их братом.

Слова Йеуды о продаже, говорит Мальбим, не следует понимать буквально, он просто предложил сделать так, чтобы Йосеф попал в руки работорговцев. Поэтому, увидев караван ишмаэлим, следующий в Египет, братья оставляют Йосефа в яме и уходят, полагая, что ишмаэлим обязательно заберут его с собой и отвезут в Египет, где он уже не будет представлять никакой опасности.

Реувен же рассчитывал, что успеет вернутся к яме до прихода ишмаэлим, вытащить Йосефа и вернуть отцу. Но в это время к яме с Йосефом неожиданно приходят купцы-мидьяним. Они сами поднимают Йосефа из ямы и продают ишмаэлим (второй пасук).

Мальбим обращает внимание на следующий момент: написано, что меданим продали Йосефа «в Египет» (третий пасук), а не «в Египте». То есть, они продали его ишмаэлим, которые направлялись в Египет. Вернувшись к братьям, Реувен сообщает им, что Йосеф исчез. Понимая, что его план провалился, он рвет на себе одежду, говоря: «ребенка нет, а мне куда деться?» (там же, 37:30). И сам Йосеф впоследствии говорит об этом: «ибо украден был я из страны евреев...» (там же, 40:15), потому что его действительно украли!

Согласитесь, что такое объяснение отвечает на многие вопросы!

С уважением, Арье Гальчук

 

Материалы по теме


Йеуда хоть и не был старшим сыном Яакова, тем не менее, именно он был одним из лидеров среди своих братьев. Его имя, как и название колена Йеуды, переросло в название всего еврейского народа и еврейской религии. Йеуда не боялся брать на себя ответственность. В одном из эпизодов Торы описано, как Йеуда смог переломить себя и прилюдно совершить тшуву, раскаяние. Мудрецы говорят, что именно за это он удостоился стать родоначальником царского рода. Читать дальше