Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раши через некоторое время после смерти явился во время сна к своему внуку р. Шмуэлю (Рашбаму), разбудил его и велел омыть руки, а затем обучил его тому, как произносится сокровенное Имя Б-га.

Раби Шмуэль бар Меир (Рашбам; ок. 4840-4918 /ок.1080-1158/ гг.) — выдающийся комментатор Писания и Талмуда.

Внук Раши (первенец его средней дочери Йохевед). Учился у Раши и у своего отца, р. Меира бар Шмуэля, одного из первых баалей Тосафот (авторов Тосафот).

Жил в Труа, родном городе Раши; значительный период жизни провел в Париже.

Следуя примеру своего великого деда, Рашбам составил комментарий на Тору и на целый ряд трактатов Талмуда. Его комментарий на Тору более определенен и однозначен, чем комментарий Раши: по каждому вопросу он, как правило, приводит лишь одно мнение. В то же время, его толкования на Талмуд значительно более подробны и разработаны, чем лаконичные объяснения Раши.

Большинство его комментариев к Талмуду не сохранилось. Но в трактате Бава батра, работу над которым Раши не успел завершить, комментарии Рашбама печатаются рядом с текстом Талмуда. На странице 29а сказано: «До этого места — комментарий Раши, благословенна память о праведнике. Здесь Раши умер. Далее и до конца трактата — комментарий рабейну Шмуэля бар Меира».

В старинном свитке, написанном рукой великого кабалиста р. Хаима Виталя рассказывается, что «Раши через некоторое время после смерти явился во время сна к своему внуку р. Шмуэлю (Рашбаму), разбудил его и велел омыть руки, а затем обучил его тому, как произносится сокровенное Имя Б-га, сказав: “Всему я обучил тебя, пока был жив, кроме этого”. Рабейну Хида, обнаруживший процитированную рукопись, поясняет: “Раши не желал передать сокровенное знание до тех пор, пока не получил на это дозволение в Будущем мире, где ему было открыто, что Рашбам достоин этого знания, дающего ключ к тайнам практической кабалы” (см. Праким бетолдот Исраэль)».

С разрешения издательства Швут Ами


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени